История компании Husqvarna
Шведский брэнд с вековой историей. Один из производителей, чья продукция является объектом наиболее пристального внимания на рынке off-road мотоциклов, благодаря своему спортивному имиджу (42 мировых титула завоеваны в дисциплинах ENDURO и Кросс).
Оружейная фирма Husqvarna, ведущая свою историю еще с 1689 года, первый мотоцикл изготовила в 1903 году. Типичная для того времени конструкция получила одноцилиндровый четырехтактный двигатель ФН (1,5 л.с.) и непосредственный ременный привод заднего колеса. Позже использовались также моторы НСУ, но наиболее популярным оказался двухцилиндровый нижнеклапанный V-образный силовой агрегат «Мото-Рев» (600 см3). Первая мировая война привела к прекращению поставок, и с 1916 года компания Husqvarna наладила собственное производство аналогичных двигателей. Поначалу они предлагались в двух вариантах - 550 см3, 5 л.с. и 941 см3, 11 л.с. Новые мотоциклы получили трехступенчатую коробку передач и цепной привод заднего колеса.
Производство двухцилиндровых моделей продолжалось и в 20-е годы, но к концу десятилетия оно сошло на нет. Их вытеснили более дешевые мотоциклы с одноцилиндровыми нижнеклапанным и двигателями ДжАП рабочим объемом от 174 до 600 см3. В 1930 году компания Husqvarna запустила в производство модель «50» с одноцилиндровым верхнеклапанным мотором (491 см3, от 20 до 30 л.с). Одновременно началась разработка гоночной машины с двухцилиндровым V-образным верхнеклапанным 500 кубовым двигателем. Эта машина с 1932 по 1935 год принесла компании подряд четыре победы в «Гран При Швеции». Она же способствовала международному дебюту марки, до того совершенно неизвестной за пределами Скандинавии. В 1934 году шведские мотоциклы впервые появились на старте «Турист Трофи»: в «пятисотках» машину вел легендарный ирландец Стенли Вудз (Stanley Woods), а 350-кубовый вариант пилотировал англичанин Эрни Нотт (Ernie Nott). Нотт финишировал третьим, а Вудз показал лучшее время прохождения круга и шел на втором месте, когда незадолго до финиша у него кончилось топливо.
Спортивные успехи никоим образом не повлияли на мизерный уровень продаж, и в 1936 году руководство компании совершило резкий маневр. На смену всей прежней гамме пришел легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 98 см3 и двухступенчатой коробкой передач. В 1939 году объем мотора вырос до 118 см3, в трансмиссии появилась третья передача. Производство продолжалось до 1953 года, когда на сцену вышел знаменитый «Дромбаген» (Drombagen) - чрезвычайно легкий (75 кг) аппарат с одноцилиндровым двухтактным мотором (174 см3, 9 л.с), трехступенчатой коробкой передач, замкнутой трубчатой рамой и маятниковой подвеской заднего колеса. Он стал основой для создания спортивных внедорожных вариантов. Как раз в то время в Швеции получили огромную популярность соревнования по мотокроссу. Рольф Тибблин (Rolf Tibblin) с успехом выступил на такой машине в 1958 году на нескольких этапах чемпионата Европы в классе 250 см3. Заинтересованная его успехом, компания к сезону 1959 года подготовила специальный кроссовый 250-кубовый аппарат, отличавшийся высокой мощностью (20 л.с.) при малом массе (90 кг). Тибблин с легкостью выиграл чемпионат Европы.
Такое достижение вдохновило руководство концерна на участие и в чемпионате мира, который тогда проводился лишь в классе 500 см3. Отсутствие подходящего мотора нисколько не смутило конструкторов. Используя чертежи 30-х годов, они воспроизвели одноцилиндровый верхнеклапанный двигатель тех времен, выполнив цилиндр и его головку из алюминиевого сплава и заново разработав профиль кулачков распредвала. Коробку передач и заднее колесо они взяли от британского гоночного мотоцикла «Эй-Джей-Эс». Вся эта «сборная солянка» была установлена в легкую и прочную стальную дуплексную раму. Швед Билл Нильссон (Bill Nilsson) на этом мотоцикле выиграл чемпионат мира 1960 года. Тибблин повторил его успех в 1962 году, а Торстен Халлманн (Torsten Hailmann) стал чемпионом Европы в классе 250 см3. Те же места шведы заняли и в 1963 году, причем серия в классе 250 см3 впервые получила статус чемпионата мира.
Спортивные успехи привели руководство компании к закономерному решению - прекратить не приносившее особой прибыли производство дорожных мотоциклов и сосредоточиться на изготовлении внедорожных спортивных машин, которые завоевали особенную популярность на богатом американском рынке. В середине 60-х годов дебютировала модернизированная серия кроссовых мотоциклов с двухтактными моторами рабочим объемом 244 и 360 см3, сблокированными с четырехступенчатыми коробками передач. Она принесла Husqvarna новую серию побед в чемпионатах мира: Халлманн выиграл в классе 250 см3 в 1966 и 1967 годах, а его соотечественник Бенгт Аберг (Bengt Aberg) в 1969 и 1970 годах завоевал мировую корону в классе 500 см3.
В начале 70-х годов компания Husqvarna расширила гамму выпускаемых моделей, прибавив к моторам рабочим объемом 244 и 360 см3 еще и 124-кубовый вариант, а также освоив производство мотоциклов для многодневных соревнований и для популярных в США мотокроссов в пустынях. В середине десятилетия фирма получила выгодный заказ на поставку мотоциклов для шведской армии. Эти машины были созданы на базе 250-кубовой кроссовой модели, но поскольку условия контракта предусматривали максимальную простоту управления, то их оснастили автоматической коробкой передач.
Надо сказать, что шведские мотоциклы никогда не теряли своих первоклассных качеств, что подтверждали титулы чемпионов мира по мотокроссу, завоеванные в 70-е годы в упорной борьбе с японскими заводскими командами: в классе 500 см3 в 1974 году и в классе 250 см3 в 1976 и 1979 годах. Конструкторы Husqvarna с 19S3 года стали применять систему жидкостного охлаждения двигателей, с 1984 года - заднюю подвеску с прогрессивной характеристикой. Следуя тенденции возвращения в большой спорт четырехтактных моторов, в 1982 году шведы представили модель «500WR» с четырехтактным 503-кубовым двигателем воздушного охлаждения, а к сезону 1986 года подготовили новый «жидкостный» силовой агрегат. Именно мотоциклы Husqvarna обеспечили Швеции победу в Шестидневных соревнованиях ФИМ 1983 года.
Полной неожиданностью стала в 1986 году продажа права на марку, сбытовую сеть и лицензию на производство мотоциклов итальянскому концерну Cagiva. Уже в следующем году в Италии началось изготовление спортивных мотоциклов Husqvarna с двухтактными и четырехтактными моторами (от 124 до 503 см3). Вслед за спортивной техникой последовали «цивильные» версии. Первым проторил дорогу в 1993 году мотоцикл двойного назначения «WRE125» с двухтактным двигателем (124 см3, 31 л.с). В 1997 году увидел свет подобный мотоцикл «ТЕ610Е» уже с четырехтактным мотором (577см3, 50л.с). На переломе веков производственную программу дополнили детские кроссовые мотоциклы и машины для гонок «супермотард».
В 2007 году, 19 июля, MV Agusta Motor S.p.A. продает Husqvarna Motorcycles группе BMW Motorrad, но ни на модельный ряд, ни даже на расцветку пока это не повлияло. В модельной линейке эндуро и кроссовых мотоциклов на 2008 год, было объявлено о десяти новых моделях с четырехтактными и двухтактными двигателями: Husqvarna TE 250, Husqvarna TE 450, Husqvarna TE 510, Husqvarna TC 250, Husqvarna TC 450, Husqvarna TC 510 и другие.