История компании JAWA
В 1922 году инженер-оружейник Франтишек Янечек (Frantisek Janecek) приобрел обанкротившуюся фабрику на окраине Праги для размещения полученного им заказа на переделку трофейных пулеметов. К 1928 году объем заказов со стороны военного ведомства сократился, и Янечек решил заняться выпуском мотоциклов. В 1929 году он приобрел лицензию на 500-кубовый верхнеклапанный мотоцикл «Вандерер». Марка Jawa образовалась путем слияния первых букв названий «Янечек» и «Вандерер».
Сложность конструкции выбранной модели (499 см3, 18 л.с.) отрицательно сказалась на ее цене. Продажи шли плохо, и Янечек был вынужден свернуть выпуск первенца. В 1931 году на фирму Jawa пришел инженер и мотогонщик Джордж Уилльям Патчетт (George William Patchett). Он предложил Янечеку выпускать легкие мотоциклы с двухтактным двигателем по образцу моторов «Вилльерс». Получившийся в итоге мотоцикл «Ява 175» (175см3, 5л.с.) с ходовой частью из штампованных деталей оказался весьма удачным.
В 1934 году были запущены в производство нижнеклапанная «Ява 350» (346 CM3, 12 л.с.), затем - двухтактная «Ява 250», ставшая развитием модели «Ява 175». В ходе производства машина подвергалась модернизации, и в 1939 году был готов усовершенствованный двигатель «Ява Дуплекс-Блок» (248 см3, 9 л.с). На смену нижнеклапанной модели в 1935 году пришла верхнеклапанная модификация «Ява 350» (346 см3, 15 л.с). В производственной программе фирмы в 1936 году появился легкий 100-кубовым мотовелосипед «Ява-Робот» (Robot, 99 см3, 2,6 л.с), оснащенный вспомогательным педальным приводом. Эта машина пользовалась огромной популярностью, всего было выпущено порядка 15 тысяч экземпляров, причем послевоенные машины образца 1946 года уже оснащались кикстартером.
После оккупации Чехословакии в марте 1939 года предприятие перешло под контроль немецких властей. Тем не менее, на фирме Jawa продолжились опытные работы по проектированию новых моделей. Большое влияние на них оказали специалисты немецкой фирмы ДКВ, работавшие в то время на заводе. Уже во второй половине 1944 года была готова документация на новую модель со свечной задней подвеской по типу «ДКВ NZ 500» (DKW NZ-350) и новые двухтактные двигатели рабочим объемом 250 и 350 см3. Мотоциклы прошли комплекс испытаний и были подготовлены к серийному производству в 1945 году.
После освобождения Чехословакии завод Jawa был национализирован и уже в мае 1945 года возобновил выпуск довоенных мотоциклов. В то же время завершились работы по подготовке производства экспериментальных моделей, созданных во время войны. В начале 1946 года новый мотоцикл «Ява 250» произвел сенсацию на международной выставке в Париже, где завоевал золотую медаль. Одноцилиндровый двухтактный двигатель (249 см3, 9 л.с.) в блоке с четырехступенчатой коробкой передач, получившей ножной механизм переключения, устанавливался в раму из прямоугольных труб, оснащенную свечной задней подвеской и телескопической передней вилкой. С 1948 года параллельно в серию пошла двухтактная двухцилиндровая «Ява 350» (344 см3, 12 л.с). Ходовая часть обоих моделей была идентична, но последняя выпускалась на бывшем заводе «Аутфит», который до войны строил мотоциклы «Огар», а в 1948 году вошел в состав «Явы». Мотоцикл сначала продавался под названием «Огар-350» (Jawa Ogar 350), потом получил обозначение «Ява Перак 12» (Jawa Perac 12). Послевоенный первенец назывался «Ява Перак 11», а затем обрел заводское обозначение «модель 151» и выпускался до 1953 года. 350-кубовая машина в варианте «модель 18» строилась до 1955 года.
Помня о довоенных традициях, на предприятии приступили к созданию четырехтактного мотоцикла класса 500 см3. Ходовая часть этой машины базировалась на узлах уже освоенного семейства «Перак», а двигатель представлял собой двухцилиндровый агрегат (488 см3, 26 л.с.) с распределительным валом в головке цилиндров. С 1952 года эта машина пошла в серию, и, время от времени модернизируясь, выпускалась до 1958 года.
Осенью 1953 года на рынок вышли новые мотоциклы с маятниковой задней подвеской - «модель 353» (250 см3) и «модель 354» (350 см3). Ходовая часть этих машин стала общей для целого семейства моделей, которое строилось совместно с заводом ЧЗет. В одинаковое шасси монтировались двигатели ЧЗет (125, 150 и 175 см3) и Jawa (250 и 350 см3). Важным новшеством стала совмещенная педаль кикстартера и переключения передач.
В октябре 1962 года предприятие вновь модернизировало свои основные модели классов 250 и 350 см3. Главным внешним отличием стала новая форма верхнего кожуха фары - теперь он стал закрывать весь руль целиком. Мощность обоих двигателей теперь составила соответственно 14 и 18 л.с Новые машины получили наименования «250-559» и «350-354/06». Последняя после небольших усовершенствований в 1965 году сменила индекс на «360».
Кроме выпуска средних мотоциклов, завод Jawa много внимания уделял малокубатурному транспорту с 50-кубовы-ми моторами. Среди машин этого класса можно отметить мотоцикл «Ява Пионер» (Jawa Pioner) с трехступенчатой коробкой передач и «мотороллерным» проемом между сиденьем и рулевой колонкой, а также многочисленные мопеды с характерным горизонтальным цилиндром.
Практически с первых дней существования марки мотоциклы Jawa выступали в самых разнообразных соревнованиях. Традиция продолжилась и после войны, когда мотоциклы Jawa неоднократно выходили победителями кроссовых заездов и Шестидневных соревнованиях ФИМ (FIM). Интересные одно- и двухцилиндровые мотоциклы неплохо выступали в Кубке социалистических стран по шоссейно-кольцевым гонкам, но подлинного всемирного триумфа Jawa добилась в ледовом и гаревом спидвее. На мотоциклах этой марки почитали за честь выступать самые известные спортсмены. Несколько десятилетий мотоциклам компании Jawa не было равных.
В 1970 году на заводе Jawa предприняли попытку кардинально изменить облик своих мотоциклов, выпустив на рынок две принципиально новые модели: «250-623» и «350-633». Эти мотоциклы получили хребтовую раму, колеса диаметром 18 дюймов, а дизайн оказался настолько непривычен, что мотоциклы получили неофициальную кличку «Бизон» (Jawa Bizon). Двигатели имели систему раздельной смазки и являли собой по существу переходную конструкцию к более совершенным силовым агрегатам следующей серии «634». К сезону 1973 года была подготовлена модель «634» с дуплексной закрытой рамой и полностью переработанным мотором (344 см3,19 л.с.) - последняя машина, окрашенная в «фирменный» вишневый цвет. «Младшая» машина с 250-кубовым одноцилиндровым мотором к этому моменту исчезла из программы предприятия. Следующая модель - «Ява 350-638» - появилась на свет в 1984 году и выпускается до сегодняшнего дня. Этот мотоцикл стал первой «Явой», получившей 12-вольтовое электрооборудование и алюминиевые цилиндры с запрессованными чугунными гильзами. Мощность мотора возросла до 23 л.с. В 1987 году последовали некоторые дизайнерские изменения, с 1991 года в серию пошел дисковый передний тормоз. Этот мотоцикл модели «Ява 350-640» составляет сегодня основу заводской программы. С 1994 года строится мотоцикл малого класса «Робби» (Jawa Robby) с 50 кубовым двухтактным двигателем «Томос» (Tomos), a в 2000 году появилась его 100-кубовая версия с мотором Suzuki.
Легкие мотоциклы семейства «125» оборудуются четырехтактным мотором тайваньской компании CPI. Особенностью этих машин является рама, замкнутая через картер двигателя. Задняя подвеска — с моноамортизатором, оба колеса — с дисковыми тормозами.
Моде ...
Читать далее...
Легкие мотоциклы семейства «125» оборудуются четырехтактным мотором тайваньской компании CPI. Особенностью этих машин является рама, замкнутая через картер двигателя. Задняя подвеска — с моноамортизатором, оба колеса — с дисковыми тормозами.
Моде ...
Читать далее...
Легкие мотоциклы семейства «125» оборудуются четырехтактным мотором тайваньской компании CPI. Особенностью этих машин является рама, замкнутая через картер двигателя. Задняя подвеска — с моноамортизатором, оба колеса — с дисковыми тормозами.
Моде ...
Читать далее...
Новинка компании в производственной программе 2008 года — модель Jawa 250 Travel — появилась в результате «скрещивания» шасси легкого мотоцикла Jawa 125 Travel с китайской лицензионной копией двухцилиндрового рядного четырехтактного двигателя Honda C ...
Читать далее...
Jawa 350 Style – дорожный мотоцикл. В городе рулится легко, с хорошей динамикой.
Классический дорожный мотоцикл Jawa 350 Style «стоит» на 18-дюймовых спицованных колесах, задний тормоз — барабанный, максимальная скорость — 125 км/ч. В штатной комп ...
Читать далее...
Jawa 350 Tramp — оптимальный выбор для существующих условий.
Модель Jawa 350 Tramp ближе к мотоциклам двойного назначения с «классической» комбинацией колес — 21/18 дюймов, правда, в задней подвеске два амортизатора с небольшим (80 мм) ходом. Вот ...
Читать далее...
"К какой категории вы отнесёте эту модель? Cruiser? street? Может какая другая?" - Это был вопрос к мистеру Крал, чешскому создателю JAWA 650 CLASSIC. Он выдул выпустил потихоньку дым из его лёгких, приспустил слегка левую бровь и дал ответ: "Нельзя ...
Читать далее...
JAWA 650 Dakar - самая передовая версия в линейке, обладающая динамичным дизайном, двухдисковым передним тормозом и моноподвеской, и самая быстрая в классе - максимальная скорость равна 165 км/ч.
Три модели этого семейства - Classic/Police, Dakar, ...
Читать далее...
JAWA 650 Style - мотоцикл со сбалансированным дизайном и комфортом для длительных поездок.
Три модели этого семейства - Classic/Police, Dakar, Style - оборудованы современными 650-кубовыми моторами Rotax жидкостного охлаждения с двухвальной четырехк ...
Читать далее...