Шлем пилота MotoGP - Valentino Rossi
Хочешь жить долго и счасливо? И при этом даже в 80 лет помнить, как тебя зовут и на каком скутере ты гонял в 18? Пользуйся шлемом.
Уже давно наступил век высоких технологий и скоростей. Времена слабосильных агрегатов прошли, и кожаная шапочка с очками-консервами, в которых щеголяли гонщики 50-х. уже никого не уберегут от травм. Даже малокубатурные скутеры способны развивать скорость в 70-80 км/час. Мог ли это предвидеть Готлиб Даймлер, когда в далеком 1885 году в деревянную раму установил двигатель внутреннего сгорания и соединил ремнем с задним колесом?..
Думай!
Реалии современного дорожного движения заставляют любого здравомыслящего человека крепко призадуматься о выживании. Плотный трафик, низкое качество дорожного полотна и все более агрессивная езда в сочетании с низкой культурой вождения приводят к устрашающим результатам. Число ДТП с участием двухколесной техники растет с катастрофической скоростью. Несмотря на это, все больше людей во избежание пробок и толкотни в общественном транспорте пересаживаются на скутеры и мотоциклы.
Медицинская статистика говорит, что наибольшее количество аварийных случаев с тяжелыми последствиями и смертельным исходом связаны с черепно-мозговыми травмами. Мозг - центр нервной системы, его повреждение влечет за собой инвалидность или смерть. Даже самые мелкие травмы головы редко проходят бесследно.
Но защищать нужно не только мозг - нередко, и при безаварийной езде, страдают глаза: достаточно мелкому камешку вылететь из-под колес впереди едущей машины. Да что камешек! Обычная муха, попавшая в глаз во время движения, надолго обеспечит дискомфорт и запросто может стать причиной аварийной ситуации.
Наиболее эффективным способом защиты головы от травм был и остается шлем. Кроме того, современный шлем очень эргономичен и эстетичен. Этот предмет мотогардероба давно уже стал неотъемлемой частью имиджа байкера. Райдер в классном шлеме, да еще с темным визором, выглядит очень круто!
Как они устроены
В хорошем мотомагазине полки пестрят шлемами, как витрины елочными игрушками во время новогодних праздников. Если тебе кажется, что Schuberth - это композитор, a Suomy - северно-европейская народность, тогда тебе не помешает небольшой ликбез по экипировке.
Фирм, производящих мотоциклетные шлемы, великое множество. Как сделать правильный выбор и не растеряться в обилии моделей и марок?
Для начала рассмотрим конструкцию шлема. Устроены все они по одному принципу:
• внешняя твердая оболочка (скорлупа) предохраняет содержимое, в том числе твои мозги, от повреждений твердыми предметами и трения. Это первый барьер на пути главного врага головы -кинетической энергии:
• внутренняя деформируемая прослойка распределяет энергию, не поглощенную скорлупой, и за счет сжимания гасит ее;
• подбородочный ремень и внутренние подушечки, не позволяющие шлему слететь с головы;
• забрало (визор), уберегающее глаза от летящих предметов, осадков и насекомых. Тонированное стеклышко спасет от ярких бликов летом.
Скорлупа бывает двух видов: клееная (полимерные волокна, стеклопластик, карбоновое волокно, кевлар) и литая из пластиков под давлением (полиамиды, полиэтилены. АБС-пластики и т.п.).
Шлемы с клееной скорлупой наиболее надежные, но и самые дорогие. Множество слоев прочной ткани проклеивают специальными смолами, зачастую - вручную. Многослойные шлемы, как правило, тяжелее однослойных литых. Исключением являются карбоновые шлемы, склеенные из углеволокна.
Вес карбонового шлема-интеграла - около 900 грамм.
Шлемы с литой скорлупой достаточно легкие, такой интеграл весит 1300-1400 г. За счет более простой технологии изготовления литые шлемы дешевле клееных.
Снаружи скорлупа покрыта специальными красками и лаком. Это предохраняет материал от разрушения. При изготовлении скорлупы в ней сразу оставляют каналы для вентиляции - обычно на подбородке, макушке и затылке.
Внутренняя оболочка шлема изготовлена из вспененного пластичного материала (полистирола или стироформа). Его свойства таковы, что при ударе он деформируется, то есть сжимается, и замедляет движение головы внутри шлема, тем самым смягчая удар. При этом, сжавшись, оболочка уже не расправится. Даже незначительный удар при легком падении может снизить защитные качества шлема, и в следующий раз он отработает хуже. Шлем - одноразовое средство. После удара его необходимо заменить!
Для комфортного ношения и эффективной вентиляции шлема предназначена подкладка - мягкая, легко продуваемая материя, часто изготовленная из гипоаллергенных материалов. В большинстве случаев она легко снимается для стирки.
Разновидности шлемов
Теперь тебе известно устройство шлема, но как выбрать приемлемый по цене, удобный и, главное, обеспечивающий необходимую защиту?
Разнообразие конструкций шлемов можно объединить в несколько групп. Наиболее легкий по весу и простой по конструкции - открытый шлем, зачастую с козырьком (англ. Shorty helmet или Braincap). Такой головной убор прикрывает голову только до ушей, обеспечивая минимальную защиту своему владельцу. Зато в нем можно разговаривать, есть и пить. Такие шлемы предпочитают райдеры на чопперах, круизерах и кастомах, соглашаясь на них, скорее, как дань стилю, нежели реальную защиту.
Надо заметить, что асфальту без разницы, откуда ты упал - со скутера, крутого чоппера или спортбайка. Рисковать потерей зубов, появлением синяков и ушибов в пол-лица в угоду стилю? Оно тебе надо? У западных байкеров есть поговорка: «Dress for the crash, not for the ride». Адаптированный перевод звучит как: «Экипировка для падений, а не для понтов».
Более серьезную защиту обеспечивает шлем, прикрывающий 3/4 головы или полулицевой (англ. Open face helmet, Jet). Такие шлемы, помимо козырька, могут комплектоваться визором. Преимущества те же, что и у открытых шлемов, но защита уже гораздо выше. Люди с плохим зрением могут спокойно одеть под такой шлем очки. У дорогих моделей этого типа визор прикрывает практически все лицо.
Шлем - одноразовое средство. После удара его необходимо заменить!
Кроссовый шлем спроектирован для езды по бездорожью. Конструкция с вынесенной вперед защитой подбородка обеспечивает хорошую вентиляцию и предохраняет от травм. Шлемы этого типа снабжаются развитым козырьком для защиты от летящей грязи. С таким шлемом используют специальную маску-очки. наподобие горнолыжной. Его предпочитают водители жестких эндуро, мототуристы, путешествующие по бездорожью, спортсмены, занимающиеся внедорожным мотоспортом и мототриалом.
В последнее время появляется все больше кроссовых шлемов, снабженных визором. Они сочетают в себе достоинства кроссового и шлема-интеграла, пользуясь заслуженным уважением водителей эндуро-туристов.
Максимальную защиту обеспечивают шлемы, закрывающие голову целиком, - так называемые шлемы-интегралы (англ. Integral, Full-face). Помимо защитных качеств, они обладают и максимальными аэродинамическими свойствами. Шлемы такого типа используют гонщики MotoGP и простые владельцы спорт-байков и тюнингованных скутеров. Они самые дорогие. Кроме гарантии высокой степени защиты, перед производителем стоит сложная задача создания системы вентиляции и понижения шумности шлема, возникающей при высоких скоростях. Предотвращения запотевания визора - еще один момент, который нужно учитывать. «Ложкой дегтя» для интеграла является проблематичность ношения очков. Да и в жаркую погоду вентиляции часто бывает недостаточно.
Достойную, на уровне интеграла, защиту и комфорт полулицевика обеспечивает шлем-модуляр или флип-ап (англ. Modular, Flip-up). Его конструкция позволяет поднять или откинуть подбородочную дугу вместе с забралом, открывая лицо. Преимущества данного элемента экипировки очень ценят мотопутешественники. Степень защиты модуляра несколько ниже, чем у интеграла: при сильном ударе, особенно сбоку, подвижная часть может вылететь из креплений. Тем не менее, такие шлемы становятся все более популярными.
Совсем недавно появился еще одна разновидность модуляров. Такие каски путем нехитрых манипуляций можно модифицировать из интеграла в полулицевой или даже открытый шлем. Подбородочная дуга может быть заменена на летний, более вентилируемый вариант, или полностью удалена. Также снимаются визор и защитный козырек.
Конечно, такая многофункциональность снижает степень защиты. Крепления сменной детали могут не выдержать сильного удара. Но производители продолжают работать над усовершенствованием этоготипа шлемов.
Для комфортного ношения рекомендуем надевать подшлемник (балаклаву). В холод он предохранит от замерзания и прикроет открытую шею, а в жару не даст поту и грязи пачкать подкладку шлема.
Полулицевой (Open face helmet, Jet)
Шлем-модуляр или флип-ап (Modular, Flip-up)
Кроссовый шлем
Шлем-интеграл (Integral, Full-face)
Что выбрать?
Для скутера в классическом варианте и шлем подойдет классический - 3/4. то есть Jet. Оптимальным выбором будет модель с длинным стеклом, закрывающим лицо до подбородка. Такой визор даст неплохую защиту, прикроет от непогоды и пыли.
Тем же, кто любит «отжечь» на всю катушку и передвигается очень активно, а также не брезгует стант-трюками, лучше всего подойдет шлем-интеграл. Для курильщиков и мотопутешественников хороши флип-апы и модуляры. Ну а кроссовый шлем - для любителей бездорожья.
Выбрать шлем, соответствующий внешнему виду скутера/мотоцикла и подходящий под стиль езды - это пол дела. Важно еще качество, которое будет обеспечивать реальную защиту. Обилие шлемов малоизвестных брендов, а то и вовсе подделок, привлекает низкой ценой. Но сэкономив на покупке такого товара, ты рискуешь выложить намного больше денег за извлечение пластиковых кусочков из-под кожи и пластическую операцию. Шлем будет защищать голову, вот и не стоит на этом экономить.
Впрочем, это не значит, что нужно садиться на жесткую диету и копить на топовый интеграл Arai. Достаточно добротного шлема средней ценовой категории.
Официальный производитель мотоэкипировки продает шлемы, прошедшие специальное тестирование. Минимальные требования - соответствие продукции правилам «№ 22 ЕЭК ООН. серия поправок 05». То есть, данное изделие учитывает международный характер требований безопасности Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН. На ремешке такого шлема есть белая нашивка с буквой «Е» в кружочке и рядом мелких цифр. Цифра после литеры «Е» указывает на страну производителя. 1 - Германия. 2 - Франция. 5 - Италия. 22 - Россия и так далее.
Также есть другие способы омологации шлемов. Самый жесткий из них - австралийский (AS/NZS 1698), американские (DOT, Snell, ANSI) чуть мягче. О стандартах безопасности разных стран и омологации. соответствии установленным требованиям, а также о тестах шлемов на прочность, мы поговорим как-нибудь потом.
Пару слов о китайцах
Шлемы, изготовленные «желтыми» производителями, не используются европейскими и американскими байкерами. И в продаже там их не встретишь. Никакой омологации они не соответствуют. Наши же прилавки пестрят названиями типа Avai, NHK или собственных «брендов» типа PHOENIX. Также продавцы китайских скутеров лепят наклейки с брендами скутеров, которыми они торгуют, на безымянные китайские шлемы (пример - SkyMoto).
Качество пластика китайских аппаратов уже ни для кого не секрет. Вот и для шлемов на маленьких китайских заводиках не станут мудрить с качеством, изготавливая свой товар из самых дешевых пластмасс.
В данной ситуации дешево купить - значит много потратить потом. Крепления стекол и застежки-фиксаторы плохо застегиваются и легко отстегиваются. Самопроизвольно. Поведение такого шлема при ударе предсказать невозможно. Он может просто расколоться на две половинки от малейшего сотрясения, разлетевшись при этом на множество острых осколков. Также неизвестен материал визора - мало того, что он быстро мутнеет, так еще дает множество бликов. В дождь такой визор попросту бесполезен. Капли не вытираются даже тряпкой, оставляя разводы, Крышечки, прикрывающие вентиляционные отверстия, либо не работают, либо быстро ломаются.
Носи с умом
Чтобы померить шлем, надо взять его за ремни. Удерживая их возле точек крепления забралом к себе. С усилием развести ремни со щечной частью в стороны. Надеть шлем и отпустить ремни, застегнув их и подогнав по размеру. Подвигать шлем влево-вправо и вперед-назад, походить в нем некоторое время, закрыть-открыть забрало. Если ты носишь очки - примерь их. Шлем должен не двигаться на голове, а сидеть, как влитой, не вызывая при этом дискомфорта. Если шлем болтается на голове или сваливается при расстегнутом ремешке, он тебе велик. При езде в него будет задувать ветер, а в случае аварии он может запросто провернуться или слететь с головы. Проехав же пару сотен километров в маленьком шлеме можно заработать хорошую головную боль. Перед тем, как снять шлем, снова разведи ремни в стороны.
Первое впечатление от правильно подобранного нового шлема: немного маловат. Но, походив несколько минут, ты обнаружишь, что эластичные вкладыши приняли форму головы и уже нигде не жмут.
И в заключение: храни свой шлем бережно, это продлит срок его службы. Большинство производителей предлагает специальный мешочек в комплекте. Пользуйся им! Не стоит вешать шлем на руль и класть на бензобак. Обидно будет покупать новый из-за собственной небрежности, если он просто упал на асфальт с руля или седла. Большинство солидных фирм отказывают после таких падений в обслуживании согласно гарантии безопасности. Даже если удар был не настолько сильный, чтобы повредить скорлупу, его может оказаться вполне достаточно для того, чтобы поцарапать краску или стекло. Только самые дорогие модели шлемов имеют поверхность, стойкую к механическим воздействиям. Даже пары бензина могут нарушить качество краски и начинки шлема, а значит, и существенно снизить их защитные свойства.
Всегда надевай шлем, даже если выезжаешь только за ворота гаража! Очень часто аварии происходят именно в коротких поездках, когда их меньше всего ожидаешь. И помни: шлем действительно спасает жизнь!
Компании, производящие шлема
Лидеры индустрии производства шлемов - AGV (Недавно объединился с Lazer и MDS), Arai, Shoei, Suomy, Schuberth, Shark.
Icon, HJC, IXS, Dainese, X-lite (призводство Nolan Group) - стараются во всем не отстать от лидеров, в том числе и в цене.
AFX, Airoh, Caberg, KBC. Marushin, MHR Helmets, Nolan, Uvex, NZI, OGK - шлемы качественные, бывают вполне недорогие.
ROOF, Momo и BMW Helmets - качественные и экстравагантные шлемы.
Как выбрать свой размер
В первую очередь надо узнать «объем» головы. Для этого измеряется максимальная горизонтальная окружность - примерно над бровями и ушами. По результатам измерений смотри размер шлема в таблице.
Окружность головы, см | 49-50 | 51-52 | 53-54 | 55-56 | 57-58 | 59-60 | 61-62 | 63-64 |
Соответствующий размер шлема | XXXS | XXS | XS | S | ML | L | XL | XXL |
Данная таблица универсальна, а потому не идеальна. Свои нюансы в размерах есть у каждого производителя. хотя бы потому, что некоторые фирмы для всего диапазона размеров используют одну скорлупу, другие же - минимум три. Лучше всего руководствоваться фирменными таблицами изготовителя шлемов. Их можно найти на официальных сайтах компаний. Помни, что еще шлемы могут быть разной глубины и по-разному прикрывать подбородок. Так что без примерки все равно не обойтись.
Текст: Миха Dr.Puzzle Панфилов, Журнал Скутер.
Видео - бонус: мастера разрисовывают шлемы, получается симпотично!
Комментарии
Буду благодарен если разъясните особенности формы скорлупы кроссового шлема. С козырьком все понятно, но почему вытянут подбородок? ...почему все-таки не используется визор, а очки?
Спасибо!
P.S.
У вас уважаемый сайт - пожалуйста не опускайтесь до анти-рекламы.... Не стоит "обс...рать" конкретные имена...
Поэтому, в подбородочной части есть своеобразный кардан для свободного вдыхания и выдыхания воздуха.
Спасибо за наводку, источник указан
Как мы договаривались, ничего более из журнала скутер не перепечатывается.
Я с радостью поставлю ссылку на журнал Скутер, но найти официального сайта этого журнала нам не удалось. Прошу подсказать знающим.