«Не делайте ничего, что приносит проблемы вашим клиентам. Когда вы делаете что-то, всегда думайте о человеке, который, вероятно, проведет с вашим творением очень много времени»
Соичиро Хонда унаследовал фамилию и гены сельского кузнеца, имя которого можно произнести как Джихеи. Жена кузнеца, ткачиха, носила весьма благозвучное для европейского уха имя Мика. Соичиро оказался то ли более удачливым, то ли более жизнеспособным, чем предыдущие пятеро детей кузнеца, которые умерли еще в младенчестве. Но это не означает, что ребенка баловали и потакали всем его прихотям. Нет. Напротив, младшему Хонде прививали любовь к труду: его отец Джихеи как раз после рождения сына открыл мастерскую по ремонту велосипедов, и Соичиро помогал ему вести бизнес с раннего детства. Одним из первых технических навыков, которым овладел будущий глава корпорации, стала заточка ножей сельскохозяйственного инвентаря. Затем, под руководством отца, он постигал все более сложные технические операции. Интересы маленького японца абсолютно совпадали с тем, чем ему, казалось бы, вынуждено пришлось заниматься: его привлекали сложные технические конструкции. Недалеко от дома семьи Хонда находилась рисовая мельница, жернова которой приводились в действие маленьким двигателем внутреннего сгорания. Звук работающего мотора действовал на юного Соичиро завораживающе. А когда он, прогуливаясь в сопровождении деда, увидел мотор своими глазами, восторгу не было границ. И маршрут прогулок стал в обязательном порядке проходить мимо мельницы.
Тяжелые игрушки
Соичиро в избытке имел не только любознательность, но и изобретательность. В школе он получил прозвище «черноносая ласка» — его непоседливость и постоянно черный от работы в кузнице отца нос делали Хонду похожим на этого шустрого зверька. Стоит сказать, что учеба, не основанная на практическом опыте, никогда его не привлекала. Хонда отбывал обучение и бежал в мастерскую отца, возиться с велосипедами.
В то время, как Хонда ходил в школу, в его городке Хамамацу стало появляться все больше автомобилей.
В основном это были американские Ford Т. Как несложно догадаться, вид машины подействовал на повзрослевшего Хонду так же, как мельничный моторчик в детстве. «Взволнованный, я, забыв обо всем на свете, бежал за каждой машиной! Именно тогда, когда я был маленьким мальчиком, в моей голове зародилась идея — построить автомобиль самому», — так в мемуарах описывает свою страсть Соичиро.
Однажды, в 1917 году, на военный аэродром Вачияма прилетел американский пилот Арт Смит. Арт был одним из первых летчиков, совершавших фигуры высшего пилотажа на биплане. Маленький Хонда «взял кассу» из скромной дневной выручки, «одолжил» в мастерской велосипед и понесся за двадцать километров, в совсем незнакомое место, смотреть на новое техническое чудо. Прибыв на авиашоу, Соичиро понял, что его денег не хватит для покупки билета. Тогда маленький мечтатель взобрался на дерево и оттуда наблюдал за жужжащим в небе бипланом. Этого было достаточно.
Реакция Джихеи на проделку сына была истинно японской: вместо того, чтобы рассердиться за то, что Соичиро без спроса взял деньги и велосипед, отец с одобрением воспринял его находчивость и инициативность.
Столичный тюнинг
В 1922-м году, после восьми классов школы, Соичиро решил, что с него хватит теории и пора переходить к практике. Он приехал в Токио и устроился помощником механика в мастерскую с красивым названием Art Shokai.
Ее хозяин Шиничи Сакибахара, по сути, был владельцем одного из первых СТО. Мастерская Шиничи не только обслуживала автомобили Daimler, ко и занималась их продажами. Кроме таланта предпринимателя, у Сакибахары была серьезная страсть к гонкам.
Первое время Соичиро вместо того, чтобы осваивать новые горизонты, вынужден был нянчиться с маленьким хозяйским ребенком. Разумеется, это было не совсем то, о чем мечтал честолюбивый Хонда. И неясно, как дальше обернулась бы история, не случись в Японии 1 сентября 1923 года страшного землетрясения, которое унесло жизни 140 тысяч жителей страны Восходящего Солнца. После него Хонда чудесным образом избавился от обязанностей няньки и стал механиком.
Что же произошло во время землетрясения? Одна из легенд говорит о том, что юный Соичиро, не потерявший во время землетрясения самообладание, впервые в жизни сел за руль машины и стал отвозить раненых родственников Сакибахары в больницу. Однако в реальности все было гораздо прозаичнее. Во-первых, Хонда опекал во время страшных событий ребенка Шиничи Сакибахары, а во-вторых, после землетрясения все выжившие опытные механики разъехались восстанавливать свои дома и ликвидировать прочие последствия стихии. Возник дефицит новой рабочей силы. Вот так иногда неприятные события дают толчок серьезным переменам к лучшему.
Шанс для Соичиро
Итак, после землетрясения Шиничи позволил молодому механику в свободное от работы время строить гоночную машину, открыв неограниченный доступ к станкам и инструментам.
И здесь Хонда в полной мере смог проявить свои конструкторские таланты: восьмилитровый авиационный мотор Curtiss, невероятной по тем временам мощностью в 100 лошадиных сил и шасси Mitchell были дополнены деталями собственной конструкции. Впоследствии сам Хонда признает, что он получил бесценный опыт, конструируя такую машину. Интересно, если бы этот гоночный монстр начала века дожил до наших дней, сколько бы стоила машина ручной работы самого Хонда?
Боссу машина понравилась, он выступил на ней в Chairman's Trophy 1925 года. Семнадцатилетний Соичиро стал его механиком, и общими усилиями гонка была выиграна!
Работая в Art Shokai, Хонда разработал технологию литья, закалки и, самое главное, натяжки металлических спиц на автомобильные колеса. Технологию натяжки он благополучно запатентовал. Постепенно все стали переходить с деревянных колес на металлические, и его патент стал приносить неплохие дивиденды.
Амбиции Хонда росли вместе с его опытом, и вскоре ему стало тесно под одной крышей с Шиничи Сакибахара. Это совсем не значит, что у них испортились отношения, просто Соичиро пошел дальше собственным путем.
Свой первый бизнес, с благословения бывшего босса, Хонда назвал так же — Art Shokai. Он воспользовался хорошей репутацией своего работодателя, чтобы открыть мастерскую на родине, в Хамамацу. Вскоре филиал уже не сильно уступал самой компании. В мастерской Хонда трудилось 10-15 механиков.
Дела шли успешно, и Соичиро вновь взялся за постройку гоночного автомобиля.
Авария и ее следствия
Новый болид создавался в основном на компонентах Ford — пожалуй, самой успешной и прогрессивной на тот момент автокомпании. Для улучшения характеристик двигателя Хонда один из первых в мире использовал механический турбонагнетатель. В помощь старшему брату включился и второй Хонда, Бенджиро. К тому времени он также заразился автоспортом. Построенный гоночный автомобиль братья назвали «Хамамацу» — в честь родного города, и начали выступать командой во всех доступных соревнованиях. Машина развивала скорость свыше 120 км/ч, что на тот момент было рекордом для Японии.
Роли в команде распределили так: старший, Соичиро, - гонщик, младший, Бенджиро, - механик. Они одержали ряд побед. Неприятность произошла на «Всеяпонском скоростном ралли» в 1936 году.
Та гонка проходила по пригородам Токио, в долине реки Тама. Машина братьев Хонда налетела на кругового, который выезжал с пит-лейн, и в результате аварии была разбита вдребезги. При этом младший Хонда практически не пострадал, а старший сломал руку, вывихнул ключицу и получил сильные ушибы. Лечение продолжалось не один месяц. Имея достаточно времени на размышления, Соичиро решил уйти из больших гонок и сосредоточиться на карьере механика. Кстати, рекорд скорости, установленный братьями, не был побит еще целых двадцать лет.
Успех в гонках, а, соответственно, и призовые, вместе с деньгами, которые приносил патент, позволили открыть ресторан, которым заведовали сестры Хонда. Сам Соичиро стал одним из завсегдатаев, никогда не отказывая себе в удовольствии пропустить стаканчик виски в обществе гейш. Говоря откровенно, Соичиро вообще частенько «заглядывал в стакан» и любил веселое женское общество. Но это не подорвало его жизненную энергию и постоянное стремление к новым горизонтам.
На войне как на войне
После того, как с гоночной карьерой было покончено, Хонда вновь с головой ушел в бизнес. Экономика страны милитаризировалась, и Соичиро решил занять свою нишу в этом процессе. Как известно, лучшее решение в этой сфере - стать подрядчиком компании, выполняющей крупный заказ для армии. Оставалось решить, что именно нужно поставлять военным. Выбор пал на поршневые кольца. Для начала Хонда основал новую компанию, Tokai Seiki Heavy Industry, а затем приступил к разработке технологии литья колец, основываясь на юношеском опыте, полученном еще в мастерской отца.
Несмотря на то, что упорства и изобретательности Соичиро было не занимать, работа не клеилась: кольца получались хрупкими и в производство не годились. Хонда пробовал консультироваться с состоявшимися производителями, но те не стали выдавать своих секретов молодому выскочке. И тогда, в 32 года от роду, уже состоявшийся предприниматель поступил на заочное отделение Технологического института города Хамамацу. Он исправно посещал лекции лучших специалистов по металлургии того времени, профессоров Йошинобу Фуджи и Такаши Таширо.
Полученные знания Соичиро Хонда сразу проверял в своей мастерской. Результат не заставил себя ждать: лабораторным методом были получены новые сплавы. Отлитые из них кольца соответствовали всем требованиям.
Эти кольца глава Tokai Seiki Heavy Industry предложил Кииширо Тойоде, который делал двигатели для японской армии. Предложение настолько устроило Тойоду, что он купил 40 % предприятия подрядчика. Хонда изготавливал кольца для моторов Тойода и для крупной авиастроительной компании Nakajima Aircraft Company, вплоть до конца войны.
Кроме поршневых колец, Хонда разработал технологию производства деревянных винтов для истребителей. За это японское правительство удостоило его благодарности, а пресса сделала ему серьезный пиар.
В 1945 году, когда Страна Восходящего Солнца лежала в руинах после бомбардировок, Соичиро решил продать уцелевшие остатки производства Тойоде, а сам на некоторое время отошел от дел.
Эврика!
Одним прекрасным сентябрьским днем 1946 года Хонда решил навестить своего друга Кензабуро Инукаи. Во дворе у Кензабуро он заметил небольшой 50-кубовый моторчик от генератора для беспроводного радио № 6 бывшей императорской армии. Мгновенье - и идея посетила Соичиро. По сути, этот миг можно считать мигом рождения, пускай и виртуального, крупнейшей в мире мотокорпорации Honda.
Именно этот маленький моторчик Хонда поставил в раму велосипеда и сделал от него ременной привод на заднее колесо. Простые и дешевые компоненты, собранные вместе, представляли собой доступное и надежное транспортное средство для японские рабочих. Соичиро назвал свое творение весьма незамысловато: «Тип А».
В октябре 1945 года Хонда вновь организовывает производство. Компанию на этот раз он называет Honda Technical Research Institute, или «Хондовский институт технических исследований». Странное название... Однако несмотря на всю странность, институт за два года завоевывает рынок дешевого двухколесного транспорта Японии, а Соичиро решает выйти на следующий уровень - производство малокубатурных мотоциклов.
Жизнь и деятельность Honda Motor Co. Ltd.
Получив в сентябре 1948 года большой банковский кредит, Хонда открыл компанию со знакомым нам названием Honda Motor Co. Ltd. За время работы «института» Соичиро собрал команду разработчиков, готовых спроектировать конкурентоспособный мотоцикл, и, что еще более важно, нашел великолепного менеджера для продвижения мотоциклов на рынке и управления политикой компании в целом. Таким человеком стал Такео Фуджисава. Удивительно, насколько правильный выбор сделал Соичиро Хонда: не считая всех управленческих качеств, Фуджисава на протяжении всей жизни был его другом и правой рукой. Такео встал у руля компании, а Хонда смог сконцентрироваться на своем любимом деле - конструировании.
Двигатель объемом 98 см3 разработал молодой инженер Кийоши Кавашима, который также впоследствии возглавил компанию. Мотоцикл назвали «Dream», по-русски «Мечта».
Спустя годы Хонда скажет: «Я точно не помню, почему «Dream». Я всегда говорил о том, что Honda станет производителем мирового класса. Это было мечтой. Так постепенно все стали называть мотоцикл «Dream».
«Я думаю, что Старик был по настоящему счастлив увидеть его. Все-таки это был уже настоящий мотоцикл», -вспоминает Кавашима, руководивший разработкой «Dream».
Первоначальный успех был обеспечен репутацией моторизированного велосипеда «Тип А». Но дальше сам мотоцикл подтвердил репутацию компании. В 1950-м году в Токио была куплена швейная фабрика, которую переоборудовали под производство «Dream» следующей модификации, «Type D». А в 1951-м полностью переработанный «Dream Type E» стал оснащаться четырехтактным двигателем разработки все того же Кавашимы. «Туре Е» развивал скорость до 70 км/час.
С 1954 года двухколесная продукция Хонда поступила в продажу в Соединенных Штатах, а уже в 1959-м Honda стала лидером по производству мотоциклов в мире. Ровно десять лет фирме понадобилось для восхождения на мировую вершину, от первого мотоцикла и до массового производства.
Honda начала свое первое дилерство в Лос-Анжелесе с шести покупателей в 1959 году. За четыре года фирма стала продавцом мотоциклов номер один на всей территории Соединенных Штатов. В 1961-м компания производила 100 000 мотоциклов в месяц. А уже в 1968-м продала свой «миллионный» байк. До конца восьмидесятых Honda завоевала 60 % от всего мирового рынка мототехники. А нарастив темпы производства, уже с 1990-го ежегодный выпуск байков этой японской корпорации превысил, казалось бы, недостижимую отметку в три миллиона единиц.
Идейный вдохновитель самоотстранился от управления огромной компанией в 68 лет, что довольно таки рано для японского руководителя. Таким образом, он открыл широкую дорогу своим молодым, талантливым и перспективным последователям. Однако принципы, заложенные в свое время Соичиро, продолжают действовать и по сей день. Они делают корпорацию Honda, самого крупного в мире производителя двигателей внутреннего сгорания, такой, какая она есть сегодня.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Даже в свои 77 Хонда вел активный образ жизни. Он и его жена имели лицензии пилота. Соичиро катался на горных лыжах и занимался воздухоплаванием. Он не хотел повторить историю своего отца, и сам, вместе ее своим другом и соратником Фуджиса-вой, подписал пакт о том, что его дети не будут допускаться к руководству созданной им корпорации. Умер Соичиро Хонда в токийской больнице 5 августа 1991 года, в возрасте 84 лет.
Соичиро Хонда сделал для рынка мотоциклов то же самое, что когда-то и Генри Форд для рынка автомобилей. По сути, Хонда превратил производство мотоциклов в наиболее динамичный и быстроразвивающийся из всех рынков транспортных средств.
И сегодня, когда ты садишься за руль современного, напичканного всеми самыми последними технологиями байка, не имеет абсолютно никакого значения какой именно фирмы, иногда все же вспоминай, что он стал таким далеко не в последнюю очередь благодаря удачливому гению, звезде по имени Соичиро Хонда
текст Алексей Страусов, опублиовано мото-журнал Байк
фото Honda
видео Honda, youtube
Комментарии
Печаталась в журнале БАЙК, верно?
внутреннего сгорания.
(Основные характеристики.)
1. Роторно-поршневой, с поршневыми кольцами аналогичными традиционным поршневым кольцам, четырехтактный, бензиновый, с жидкостным охлаждением, инжекторный.
2. Vh = 500 куб. см.
3. n max = 1500 об/мин.
4. Степень сжатия - 8,5…5 (изменяется автоматически при нажатии акселератора).
5. N = 62 кВт.
6. Мкр = 400 н • м ( втрое превышает Мкр традиционного ДВС).
7. Расход топлива средний - 5,6 л/час.
8. Диапазон изменения мощности (ДИМ) при увеличении подачи топлива (т.е. при нажатии акселератора) более чем в 3-ое превышает ДИМ традиционных двигателей, поэтому коробка передач может быть максимально-простой: повышенная, пониженная, задняя передачи.
9. Динамическая уравновешенность (за счет конструктивного исполнения) не хуже чем у традиционных ДВС.
10. Габариты и масса в 3…4 раза меньше, чем у традиционных ДВС.
11. Токсичность выхлопа не хуже чем у традиционных ДВС.
12. При изготовлении не требуется литейный передел для блока цилиндров.
13. Стоимость двигателя при серийном изготовлении ориентировочно в 2 раза ниже чем у традиционных ДВС.
14. Ресурс не хуже чем у традиционных ДВС.
Александр Михайлович Саламатов (8) 351 907 47 79
E-mail: ams009mail.ru