Сядешь на квадроцикл - и в лес, в горы... Да куда угодно - лишь бы подальше от цивилизации! Но бездорожье легко «ушатает» даже супернадежный утилитарный аппарат. Если, конечно, не подготовить его к встрече с дикой природой.
Без защиты низа рамы и рычагов подвески на квадриках не порезвишься в лесах и болотах, а об участии в спортивных покатушках и тем более трофи-рейдах и думать не смей. Мы придумали защиту, с которой ATV не страшны ни пни, ни коряги, ни камни. Даже «подводное плавание» им нипочем!
Производители не устанавливают защиту на «утилитарники» - только на кроссовые аппараты. Но в них она прикрывает только ноги - если машинка перевернется. На этот случай достаточно крепких дуг. Для покатушек по лесу подобная конструкция не подходит. Во-первых, дуги крепят под рамой на болтах, а они укорачивают клиренс на сантиметр-другой. На бездорожье же каждый миллиметр дорожного просвета на счету. Во-вторых, сквозь решетку кроссовой защиты пролезет любая палка - и повредит то ли тормоза, то ли мотор, то ли трансмиссию... Да что угодно! Один из наших знакомых был уверен, что его Yamaha Grizzly и без того оборудован всем, чем нужно. Но испытал разочарование - после второго ремонта «пронзенного» двигателя. В первый раз острая палка всего лишь проткнула шланг системы охлаждения, но весь антифриз вытек, и мотор перегрелся. В другом эпизоде палка «дотянулась» до термостата и разгромила его корпус.
Листы защиты нашей конструкции закрывают двигатель, детали подвески и тормозов. Ее мы разработали для путешествия по скалам Хибин. Ей не страшны даже встречи с крупными камнями. Казалось бы, ничего особенного - это вроде хлипкие, на первый взгляд, дюралевые листы. Но в них одна хитрость - они с отбортовкой, которая усиливает их жесткость.
Когда защита скользит по препятствию, тяжелее всего приходится крепежу. Даже если камень при столкновении с болтом и не «слизнет» его головку, после нескольких таких «ласковых» встреч она неминуемо расплющивается, и уже никаким инструментом, кроме зубила, с болтом не справиться. А ведь снимать листы защиты приходится при каждом очередном техобслуживании. И вот что мы сделали. Все головки крепежных болтов утопили в специальных выштамповках. В тех случаях, когда спрятать болт не удается, устанавливаем крепеж с полукруглыми головками, в них - внутренние шестигранники (надо же болты как-то откручивать!). К тому же, углубления для крепежа, представьте, тоже добавляют жесткости дюралевому листу.
У Polaris конструкция рамы отличается от тех, что на других квадроциклах. На первый взгляд, двигатель этого ATV закрыт понадежнее, плоская нижняя часть рамы позволяет машине скользить по пням и бревнышкам. Однако и Polaris не огражден от неприятностей на все сто: сквозь щели ветки все-таки дотягиваются до мотора и могут натворить бед. Для этих аппаратов продаются тюнинговые комплекты защиты «пуза», и их можно установить самостоятельно. Но они способны уберечь разве что на трассах любительских покатушек, а для мало-мальски жесткого продубаса слабоваты. Для тяжелых квадров требуется более прочная защита и, опять же, утопленный крепеж.
Когда «зажигаешь», пути не выбирая, встречаются болота, реки и прочие водоемы. Пересечь их без шноркеля (проще говоря, воздухозаборника) невозможно, а вот с ним аппарат может двигаться под водой как подводная лодка на перископной глубине. Чтобы труба не мешала в «надводном» положении, ее можно сложить, а перед водной преградой за считанные секунды привести в рабочее положение... Для квадров, оборудованных вариатором, одного шноркеля мало. Например, Grizzly нуждается аж в трех трубах. Одна, как обычно, - для двигателя, две другие - для воздуха, охлаждающего вариатор. Вот такой получается «трехтрубный пароход».
О колесах. Чтобы увеличить дорожный просвет, многие устанавливают покрышки большего диаметра. Но нельзя переборщить: с тяжелыми колесами квадроциклом труднее управлять, он хуже разгоняется и тормозит. Особенно это чувствуется при маневрировании на большой скорости. Если «пятисотки» легко идут на колесах с наружным диаметром покрышки 27 и даже 28 дюймов, то на «четырехсотках» требуется что-нибудь полегче. Для них в самый раз 26-дюймовые колеса. Впрочем, это совет для тех, чьи ATV передвигаются на тяжелых стальных дисках. Если же вам по карману дорогие, но легкие 14-дюймовые из алюминиевых сплавов, то размер колес для «четырехсоток» может быть и 28 дюймов. Однако примите во внимание, что чем больше диаметр резины, тем меньше тяга на колесах.
Все это то определяющее, без чего соваться в «пампасы» бессмысленно. Но существуют и другие средства усовершенствования внедорожников. Например, бамперы, способные защитить от боя пластик и светотехнику, если столкнетесь с препятствием (в некоторых моделях ATV их попросту нет в штатной комплектации). За них, кроме того, удобно ухватиться, когда приходится вытаскивать квадр из трясины...
Если же вы любитель путешествовать в одиночку, то обязательно навесьте лебедку с электроприводом - без нее шастать по лесу просто опасно. Некоторые устанавливают даже две: спереди и сзади. Ну а прибор GPS-навигации избавит от массы излишне острых ощущений - и выведет на верный путь... Можно поработать и с двигателем, но это скорее нужно для спортивных гонок. Вот моторы Honda в доработке не нуждаются - их мощности хватает за глаза. А у популярного «гризлика» слабоваты шарниры задних приводов: при чрезмерных нагрузках быстро изнашиваются «гранаты», довольно быстро истощается запас надежности шлицов валов приводов, которые входят в редуктор: бывает, что они выскакивают из редуктора. Наш аппарат мы оборудовали комплектом, который соединяет два шарнира внутри редуктора и не позволяет им самопроизвольно покинуть свое место. Такая конструкция намного долговечнее.
А теперь о том, какой четырехколесник выбрать для экстремальной езды. Заднеприводные лучше адаптированы для езды в спортивном стиле, для кросса, например. Здесь они получают преимущество благодаря меньшему весу. В трофи-рейды без полного привода отправляться бессмысленно. Да, дополнительные редукторы повышают вес квадроцикла, но с этим приходится мириться. Не выбирайте в погоне за надежностью излишне тяжелые аппараты; учтите, иногда квадрик приходится выносить из грязи буквально на руках. Да и не всегда то, что большое - прочное. Например, рамы Can-Am при всей своей массивности не отличаются жесткостью. Часто у этих квадров с пробегом всего 50-100 км на краске всех кронштейнов, которые приварены к раме, обнаружишь трещины - верный признак того, что у рамы недостаточная жесткость на кручение. У Yamaha Grizzly состояние ШРУСов приходится проверять после каждой «жесткой» поездки. При неэкстремальной эксплуатации они редко доставляют неприятности, но в жестких условиях этих деталей хватает на 500-600 км - не более. И у всех квадроциклов нужно постоянно отслеживать состояние пыльников ШРУСов. Даже через маленькую трещинку в резинке пыль мгновенно набьется в узел - и он потеряет работоспособность за считанные километры.
Отнеситесь к выбору, подготовке к езде и обслуживанию своего четырехколесника со всей дотошностью - и он вам отплатит безотказной работой.
Артем ГАЛКИН, Павел КОРЧАГИН, инженеры компании AG-Moto, г. Мытищи Московской обл.
Комментарии