В 50-е годы скутеры были привычной частью городского пейзажа, так же как и сейчас, несмотря на то что и пейзаж с тех пор изменился, да и скутеры уже не те. Они завоевали широкую популярность, как надежные рабочие лошадки для повседневных поездок, предлагая гораздо лучшую защиту от брызг в непогоду, по сравнению с обычными мотоциклами. Скутеры также вошли в славную историю марки KTM. Шестьдесят лет назад, тогда еще совсем молодой мотопроизводитель представил миру свой первый скутер модели Mirabell, названный так в честь дворца Мирабель - одного из самых известных туристических мест в австрийском Зальцбурге.
Десять лет прошло с момента окончания Второй мировой войны и Австрия, наряду с другими западноевропейскими странами, переживала тогда свое экономическое чудо. По мере роста доходов населения, собственный моторизованный транспорт перестал быть для многих несбыточной мечтой, даже если бюджета пока еще не хватало на автомобиль. Вопрос стоял только в том, чтобы выбрать или более спортивный по характеру классический мотоцикл или предпочесть широкое оперение скутеров, позволяющее уберечься от непогоды и иметь шансы остаться в чистой одежде после поездки по лужам. KTM, выпускавший тогда три модели мотоциклов: R100, Tourist и Grand Tourist, решил добавить к ним четвертую - а именно скутер. И к концу 1955 года Mirabell был представлен публике сразу вызвав весьма одобрительные отзывы. Имя говорило само за себя: соответствуя своему названию Mirabell - означающему восхитительный и привлекательный - новый скутер KTM был динамичным, утонченным и элегантным, в полном соответствии со вкусами того времени. В то время как предложения других производителей были гораздо более утилитарными и неуклюжими, скорее казавшимися автомобилями на двух колесах.
Под внушительным, по нынешним меркам, кузовом скутера, скрывался шестисильны двигатель Rotax от модели KTM Tourist. Объем двигателя составлял 125 см3, в коробке передач было три ступени и коробка конечно же была адаптирована под применение на скутере. Из-за отсутствия прямого воздушного потока, двигатель охлаждался с помощью вентилятора, который был сблокирован с т.н. “династартером” - генератором, который также выполнял функцию электростартера. Переключение передач было ножным, как на мотоциклах. Из чисто скутерных особенностей - колеса диаметром 12”, рычажная подвеска спереди и рычажная подвеска сзади, объединенная с двигателем и трансмиссией в одно целое. Чтобы не вынуждать поднимать седло для заправки, заливную горловину 8-литрового топливного бака конструкторы разместили сверху корпуса передней фары. Возможности KTM Mirabell не ограничились городом. Он стал популярным средством передвижения у любителей дальних путешествий. Один из жителей Вены пересек на нем всю Европу от самой северной ее точки - мыса Нордкапп до побережья Греции на юге.
В 1957 у Mirabell появился младший брат: мопед Mecky, внешне остававшийся в форм-факторе скутера. Если раньше на КТМ стояли двигатели Sachs и Rotax, выпускавшиеся по лицензии, то двигатель Mecky стал новой вехой в истории фирмы: это был первый настоящий мотор KTM, полностью спроектированный и произведенный в Маттигхофене. Ходовая часть по тем временам также стала весьма новаторской. Подвеска Mecky построена на торсионных резиновых элементах, а колеса были сделаны из литого алюминия.
Еще одним годом позже Mirabell пережил фейслифтинг и у клиентов появился выбор между кубатурой в 125 см3 и 150 см3 с четырехступенчатой КПП. Также появились торсионная подвеска и алюминиевые колеса от Mecky. Еще одна инновация - глушитель типа “Frankfurter Topf”, который не только эффективно снижал уровень шума. но и положительно сказывался на производительности мотора.
В конце 50-х разрастающийся европейский мотокризис ударил и по KTM, чьи продажи фактически рухнули. В то время как его немецкие конкуренты начали искать спасение в производстве малых легковых автомобилей, KTM остался верен двум колесам и сконцентрировался на технике класса 50 см3, рассчитывая на рост популярности этого класса. Преемником Mecky, который был особенно популярен в двухместной версии, стала модель KTM Ponny, запущенная в производство в 1960 году. С “плавниками” на хвосте, колесами “вайтволл” и сдвоенной фарой, Ponny явно создавался под влиянием американской автомоды тех лет. Его дизайн был настолько успешным, что еще один производитель мопедов, немецкий завод Gritzner, включил его в свою производственную линейку под маркой “KTM de Luxe”, а в 1961 году он стал лидером по продажам в Германии с количеством 14000 единиц. После 40000 выпущенных скутеров, Ponny был заменен на не менее успешный Ponny II, который в общей сложности продолжал выпускаться в течение 26 лет множеством различных производителей под их собственными марками.
В 2013 году компания KTM продемонстрировала свое современное видение на скутеры, выставив на Токийском Мотошоу экологически чистый концепт “E-speed”, представленные под лозунгом “городская мобильность”.
Со своим, ставшим настоящей техноклассикой, дизайном, скутеры 50-60-х годов впоследствии стали предметами культа. Их счастливые обладатели тщательно заботятся о своих подопечных и регулярно появляются на различных классических ралли. Mirabell - один из редких и потому наиболее ценных экспонатов на таких мероприятиях.