Текст: Артем ‘S1LvER’ Терехов (Симферополь, Крым)
Уважаемые читатели, ответьте честно: есть ли у вас удостоверение на право управления мотоциклом? Проще говоря, водительские права категории А? Вот-вот, я уже вижу, как некоторые на галерке густо покраснели и поспешили отвести взгляд.
Чтобы вам было не так совестно, скажу, что ваш покорный слуга сам проездил на мотоциклах, не имея на это законного права, целых два с половиной года! И вот настал тот день, когда я решил узаконить свои отношения с мотоциклом. До того, как вступить в автошколу, я уже успел наслушаться рассказов тех, кто получил права раньше меня: дескать, кругом одни взяточники, все хотят денег, а без денег с первого раза экзамены не сдают…
В общем, вы сами слышали такое не один раз. Поэтому, кроме основной цели (собственно получение водительского удостоверения), я преследовал и несколько других, а именно: собрать информацию «из первых рук» и разобраться в истинном положении дел, чтобы вы, дорогие читатели, были полностью осведомлены в данном вопросе, когда сами пойдете учиться в автошколу.
Сразу вас предупрежу – я живу в Симферополе, соответственно, вся информация по поводу необходимых для поступления документов, сроков и стоимости обучения актуальна только для тех, кто пойдет в украинскую автошколу (хотя плата за обучение колеблется от города к городу, так что здесь тоже не все однозначно). Впрочем, граждане других стран, не спешите закрывать данную статью. Думаю, что вам она будет тоже интересна – вы сможете сравнить все условия украинского квеста под названием «получение прав» с одноименным квестом в вашем государстве. А заодно посмеяться или позавидовать (да-да, я допускаю, что где-то все может быть еще хуже!) нашим порядкам. Итак, к делу.
Первое, с чего стоит начать (нет-нет, не спешите доставать деньги из-под матраса, еще рано!) – это припомнить, сколько вам лет. По законам Украины, обучаться вождению мотоцикла можно с 14 лет, а водить мотоцикл самостоятельно – с 16-ти. То есть удостоверение с открытой категорией А можно получить хоть в 14 лет, но на нем будет стоять штамп с надписью «разрешается вождение с _тут будет дата Вашего 16-летия_». Это теоретически. На практике, количество человек, которые хотят открыть только категорию А, стремится к нулю. А это значит, что вам придется открывать еще и категорию B (легковые ТС), а это возможно лишь с 16 лет.
С возрастом определились, едем дальше. На втором этапе, уважаемые читатели, вам понадобится подготовить кое-какие документы для сдачи в автошколу.
Вот список:
- 6 фотографий 3,5х4,5 (цветной фон, без «уголка»)
- 3 ксерокопии паспорта
- 3 ксерокопии медицинской справки о пригодности к управлению транспортным средством
- ксерокопия квитанции об оплате за обучение (на первых порах можно заплатить половину, остальное доплатить через 2-3 недели после начала обучения)
- заявление о поступлении в автошколу (бланк заявления дают на месте)
Собрав все эти бумажки и написав заявление, можете считать, что вы приняты, так как обычно желающих меньше, чем возможностей для их размещения. Если, конечно, подумать о поступлении не в последний день перед началом занятий.
Кстати, о занятиях. Срок обучения – 50 дней. В зависимости от автошколы эти 50 дней могут растянуть на срок от двух до трех месяцев. В случае с двумя месяцами – это 3 часа занятий с понедельника по пятницу. Два с половиной месяца – с понедельника по четверг, также по 3 часа в день. Обычно есть несколько параллельных групп с разным периодом обучения, так что возможен выбор.
Зачем нужна медсправка и как ее получить.
Медсправка – необходимый документ, который нужно возить с собой наравне с водительским удостоверением. Хотя ее практически никогда не просят показать, лучше не рисковать и постоянно держать при себе. Еще справка нужна для прохождения техосмотра. Чтобы ее получить, нужно потратить 180 гривен и несколько дней провести в бесконечных больничных очередях. Придется посетить нарколога, психиатра, сделать электрокардиограмму и сдать анализы крови и мочи. Нарколог и психиатр на основании обследования выдают сертификаты, которые вместе с результатами анализов сдаются в регистратуру больницы, после чего будущим водителям выдается вожделенная справка. Здесь есть серьезный подводный камень, о котором нужно знать: если вы проходите вышеупомянутых врачей не по месту прописки (допустим, в больнице другого города), то на экзамене в ГАИ вас попросят предоставить не только медсправку, но и сертификаты. Да-да, которые лежат в больнице (здраствуйте, маразмы нашей системы!). В случае с нашей группой, этот факт выяснился за 5 минут до сдачи экзамена. И для «неместных» он в тот день не состоялся. Имейте это в виду и позаботьтесь о том, чтобы сертификаты перед экзаменом были на руках.
Придя на занятия, вы с удивлением обнаружите, что затраты на автошколу не закончились на плате за обучение и всяческих справках-ксерокопиях-фотографиях. Еще нужно прикупить две книги. Это «Правила дорожного движения Украины» и «Экзаменационные билеты» от издательства «Светофор». Следующие мои слова могут показаться вам бахвальством или просто дуростью, но я все-таки их скажу. Так вот – забейте на программу теоретического обучения и работайте самостоятельно. На теоретические занятия можно даже не ходить (лично я прогулял больше 25 дней занятий). Я объясню почему. Преподаватель будет очень долго разжевывать первые несколько тем, а затем, ближе к экзаменам, скажет, что нужно срочно решить все 90 билетов, «чтобы они вам запомнились». С таким подходом вы не то что в ГАИ экзамен не сдадите, вы даже из автошколы не выйдите с первого раза. Поэтому стоит с самого первого дня самостоятельно читать по нескольку разделов правил, понемногу подучивать дорожные знаки и разметку, и перемежать это пятью-шестью билетами. Так вы сможете решить все билеты минимум по одному разу, а то и по два. И на экзамене в ГАИ автоматически кликать на правильный вариант ответа, не впадая в ступор от вопросов, которые не успели пройти в классе.
Но не теорией единой живет автошкола! Через пару недель с начала обучения, группу распределят между инструкторами по вождению. Всего должно быть двадцать практических занятий (по полтора часа каждое), из которых половина выпадает на езду по автодрому, а другая половина – на городскую езду. Готовьте ваши денежки, господа! На каждое занятие нужно будет заправлять технику пятью литрами 95-го бензина. То есть рассчитывайте на общий объем в 100 литров (что, по современным ценам, составляет около 780 гривен). Опять же, практика показывает, что все двадцать занятий откатать не успеете, максимум – пятнадцать-шестнадцать.
Но вот обучение подходит к концу, на горизонте замаячили экзамены. Но перед экзаменами нужно подготовить еще несколько документов, которые будут сданы в ГАИ.
Итак:
- 2 фотографии 3,5х4,5 (цветной фон, без «уголка»)
- ксерокопия паспорта
- ксерокопия медицинской справки
- квитанция за сдачу экзаменов и удостоверение водителя (505,25 гривен), вышеуказанную сумму нужно заплатить в кассу ГАИ
- Заявление в ГАИ (его предоставит инструктор в школе)
- Справка о том, что Вас не лишали прав (даже если Вам 16 лет и у вас их еще в принципе не могло быть. Еще одно проявление бредовости системы). Цена вопроса – 73 гривны.
- Непосредственно на экзамены в ГАИ нужно будет захватить еще и оригиналы паспорта и медицинской справки.
Внутренние экзамены в автошколе носят условный характер, то есть они служат для того, чтобы вы прочувствовали, как все происходит и не растерялись на экзаменах в ГАИ. А вот в ГАИ уже начнется настоящее веселье. К этому времени вы уже должны наизусть знать правильные ответы на теоретические вопросы (то есть сразу определять правильный вариант ответа, без колебаний и раздумий) и уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля и в седле мотоцикла.
И если теорию можно сдать с первого раза, то на вождении человек-в-погонах сделает все, чтобы вы пошли на пересдачу (которая стоит 50 гривен и предполагает, что вы снова договоритесь с инструктором о предоставлении на экзамен учебной машины). Впрочем, в нашей стране все продается и покупается, поэтому… Не сдали с первого раза только те, кто не платил ГАИшникам «поощрительные суммы» (в числе которых был и я, но это отдельная история).
Но вот экзамены сданы, заветная пластиковая карточка с открытыми категориями А и B у Вас в руках! Давайте подведем итоги, сколько нам это стоило:
- плата за обучение в автошколе – 2400 грн
- медицинская справка – 180 грн
- 100 литров А-95 – примерно 780 гривен
- справка о нелишении прав – 73 грн
- квитанция за оплату экзамена и водительского удостоверения – 505,25 грн. Причем сначала выдают удостоверение только с открытой категорией B. Чтобы открыть А, нужно повторно заплатить за водительское удостоверение и сдачу вождения на мотоцикле, через неделю после получения категории B. Так что:
- повторная оплата удостоверения и экзамена по вождению мотоцикла – около 400 грн (не будем говорить, для чего устроена такая «удобная» система – ведь ГАИшники тоже хотят кушать!)
Всю сумму можно перевести в доллары – получается 550 «зеленых» (по курсу 8 гривен за 1 доллар).
Вот, собственно, и все. Права получены, все дороги открыты для путешествий! Удачи вам, дорогие читатели, и ровных дорог!
P.S. Мне было бы интересно услышать о том, как происходит получение прав в других странах, так что не стесняйтесь оставлять комментарии! И если есть вопросы, задавайте – ответим на все!
Комментарии
Единственный возможный, по их словам вариант, если в процессе обучения, до экзамена в ГАИ исполняется 18 лет.
Cтоит уточнить этот момент, ато мне не вериться что в автошколе никому не нужны мои 550 долларов, и им просто захотелось мне отказать :)
Ведь на курсы идти повторно не надо, а всякие заявления, которые делают курсы и т.п. придется делать самому...
Как в этом случае действовать и какой счет нам за это выставят?
Заранее благодарен!
Если категория B открыта, то в автошколу уже идти не нужно. Категория открывается прямо в ГАИ. Приходите и говорите "мне нужно открыть категорию А, B у меня уже есть." Сдавать теоретический экзамен не нужно, только вождение. В ГАИ дадут бланк заявления и скажут, сколько это будет стоить. Где-то около 70 долларов - сюда входят новые пластиковые права и сам экзамен. Точную сумму не скажу, там все меняется очень быстро.
купить проще
не нужно нервы тратить...
права стоят около трёхсот долларов а за 4000 можно открыть все категории...
это город ровно луцк...
какой смысл учится???
я сам сдавал два раза на права и два раза учился...
в городе ровно в мрев компы настроены так что сдать практически не реально если не заплатишь... вроде и правила знаешь, и билеты решаешь без ошибок... если не заплатишь в последних трёх вопросах правильных ответов не будет всего лишь...
[Администратором удален мат и синтаксические ошибки]
Если у нас нет фильтра - это еще не значит, что все дозволено.
Я не покупать права туда пошел, а учиться. Но тут уж кому как...
сейчас волнует вопрос получения А.
слышал что результаты теор. экзамена действительны 3 месяца. Если это так, то вероятно с наличием категории Б теорию все же придется сдавать.
550 баксов... чисто для сравнения. сейчас живу в японии. школа и экзамен на 250-400сс обойдутся в 2500-2600 долларов. а вы говорите 550