Harley-Davidson и проект Nova

Проект Harley-Davidson Nova

Harley-Davidson - компания, заслужившая репутацию «техно-лентяя», особняком стоящая от всей этой гонки «мотовооружений», происходящей во всем остальном мире. В то время как японские и европейские компании наперегонки, в самом жестком ритме, внедряют последние наработки, увеличивая считаными лошадями мощность и сбрасывая граммами вес - во имя того, чтобы добавить или хотя бы не потерять пару процентов продаж, Харлей в лучшем случае просто разбавлял свою гамму очередной вариацией дизайна. Можно сказать, что за полвека у компании было всего 2-3 основные модели в различных проявлениях и конфигурациях.

 

Harley-Davidson V-Rod
Проект Harley-Davidson Nova

Самым прогрессивным продуктом последних 50 лет оказывается VRSCA (V-Rod) - инжекторный двигатель Revolution жидкостного охлаждения, разработанный совместно с Porsche. Но «Революция» была запущена только в 21 веке, а что спасало компанию до этого?

Конечно же, H-D выживала благодаря уникальности расположения. Хорошо заработав на войне, в H-D смогли с достоинством противостоять локальным конкурентам. Компания стала центральным звеном по обеспечению потребностей мотолюбителей огромных территорий Северной Америки и остается им до сих пор. Не испытывая серьезных трудностей со сбытом своей продукции, компания смогла развиться и создать себе образ производителя настоящих железных американских байков, качественных и стильных тру-круизеров, тесно связав свою продукцию с «символом свободы», что было столь значимо для рядового американца. Это помогло H-D избежать разорения компании в 60-х и 80-х, когда японские (и даже итальянские) мотоциклы лавиной импортировались в США. Harley-Davidson переболела это и более того, провела контратаку, предложив свою продукцию на мировом рынке.

Однако нельзя сказать, что их никогда не заботило кардинальное обновление линейки. Например, не многие знают о том, что в 70-х годах Harley-Davidson активно работала над проектом под кодовым названием Nova, основной целью которого было создание двигателей конфигурации V4 с жидкостным охлаждением. На этом интересном проекте сегодня мы остановимся подробней.

Harley-Davidson Nova

Прослеживая эволюцию H-D, мы видим, что компания начинала с моторизированных велосипедов и пришла к V-образным длинноходным двигателям с толкателями клапанов типа pushrod или OHV. Эта конфигурация удачно вписывается в образ американской компании благодаря изумительному звучанию и характерному виду двигателя. Но если учесть, что для нового Харлея с двигателем больше литра было нормальным показать на динамометре около 50 л.с., то становится понятно, что у этих мотоциклов существовало слабое место, которое нужно было срочно исправлять. В компании пришли к пониманию ситуации, когда своими глазами увидели поток японских мотоциклов, «на ура» принимаемый американским потребителем. Тогда, в 1976 году и был запущен проект Nova по разработке 4-цилиндровых короткоходных двигателей жидкостного охлаждения для целой гаммы новых моделей мотоциклов. Главной целью было поднять мощность, хотя бы раза в три. Тогда, для 70-х годов этого было бы более чем достаточно для достойной конкуренции даже в мировых масштабах.

 

Проект Harley-Davidson Nova



После нескольких лет разработок, к намеченному на 1981 год сроку, инженерами были представлены как минимум 30 различных двигателей и 12 полностью собранных и рабочих мотоциклов. К тому времени, эти двигатели наработали уже более 2 тысяч часов, а мотоциклы «набегали» более 100 тысяч километров. За все время тестирования на всех представленных мотоциклах не нашлось никаких серьезных проблем с двигателями или рамой - они были полностью пригодны для использования, а один из прототипов даже соответствовал самым жестким калифорнийским экологическим нормам.

Ввиду того, что своих инженерных ресурсов у H-D было немного, было решено отдать производство двигателей сторонней компании и из трех присланных заявок выбор пал на Porsche. Изготовление шасси и тестирование должно было производиться в Милуоки, а разработка и сборка двигателей - на мощностях самой Porsche.
Кстати, говорить о том, что все представленные прототипы были конфигурации только V4 - не верно. Там же существовали подобные V2 и даже V6-образные агрегаты! В конфигурацию добавьте DOHC-привод клапанов, жидкостное охлаждение, балансировочный вал и 5-скоростную КПП. Возможно было использовать и впрыск топлива! Не было ли это волшебной формулой, идеально подходящей для укрепления позиций Харлеев на своем континенте и завоевания остальных?

 

Проект Harley-Davidson Nova


Конечно, в этой конструкции было и несколько спорных моментов. К примеру - расположение радиатора. Во благо стилю, радиатор переместили под сидение, куда с помощью специальных воздуховодов сильным потоком поступал воздух. Топливный бак был отнесен еще дальше - он огибал радиатор. Центр тяжести оказался ниже, но теоретически могли возникнуть проблемы с излишним обогревом топливного бака. К тому же, это могло затруднять подачу топлива в двигатель, а ограниченное место не позволяло устанавливать топливные баки большей емкости, что бывает необходимо для круизеров при долгих путешествиях.

В проекте Nova долго спорили о том, каким должен быть привод мотоцикла - цепь, ремень или кардан. Было дело, даже подумывали о том, чтобы развернуть двигатель на 90 градусов, как у мотоциклов Moto Guzzi, но потом эту затею решили оставить. В результате было принято использовать ременной привод с возможностью переключиться на цепь. Как раз в это время модель FLT 1979 своим удачным запуском подтверждает возможность использования ремня без каких-либо проблем.



Проект Harley-Davidson Nova

Теперь, после всего вышеописанного, мы видим, что проект Nova действительно был новым для своего времени, даже более чем. На весь процесс разработки в Harley-Davidson потратили около 15 миллионов долларов (что соответствует примерно 40 миллионам сегодняшних долларов!). Все, что оставалось сделать на тот момент - это переоборудовать конвейер и запустить, наконец, производство мотоциклов Nova. Но почему же этого так никогда и не случилось и все эти наработки так и остались в виде прототипов, некоторые из которых только разбавляют список экспонатов в прифабричном музее в Милуоки (Milwaukee), напоминая нам о существовании проекта?



Проект Harley-Davidson Nova

Проект Harley-Davidson Nova

 

Не конкретные функциональные изыски поставили табу на его будущем. Отнюдь, мотоциклы прошли все испытания и были признаны готовыми к производству. Тогда давайте посмотрим выше, гораздо выше, в самый верх - управление компании, и попытаемся вспомнить, что там в это время происходило.

Еще в конце 60-х, когда компания Harley-Davidson находилась на грани разорения, ей пришла на помощь American Machine and Foundry, выкупив акции и взяв управление в свои руки. На самом деле, ничего плохого в этом не было, ведь президент AMF Родни Готт (Rodney C. Gott) сам очень любил мотоциклы, а к H-D относился с душой. При нем компания снова стала процветать, и даже приносила AMF наибольшую часть выручки. Это продолжалось до 1980 года, когда в AMF сменилось руководство и пост главы занял Том Йорк (Tom York). Вот тогда отношения между компаниями в корне изменились. AMF перешла к политике максимальной прибыли, «выдаивая» H-D до последнего. Конечно же, ни о каком рискованном проекте, вроде Nova и речи быть не могло. Все планы рушились, чертежи убирались в архивы, а мотоциклы отправлялись по музеям.

 

Проект Harley-Davidson Nova


Но нет худа без добра - именно после этого момента в компании Harley-Davidson решают выйти из AMF, выкупив назад все акции. И уже в 1981 году H-D объявляет о своей полной независимости. Однако, чтобы это случилось, Харлей пришлось взять солидный банковский кредит, в результате чего в компании снова встали перед выбором: либо развивать уже проверенный Evolution V-twin, либо делать ставки на Nova, окупаемость которой была еще под вопросом. Как вы уже поняли, в тот момент проект Nova похоронили во второй раз. Но как мы видим, отголоски прошлых инициатив начинают возвращаться. Например, в виде модели V-Rod, которую в Harley-Davidson называют апогеем американской технической мысли. Есть все основания, чтобы воспринимать эту модель как переосмысленный проект Nova.

Возникает логичный вопрос, а что бы случилось, если бы в тот, решающий момент, в Харлее сделали ставку на Nova? Как бы сейчас выглядели мотоциклы этой компании? А может, они бы вообще сейчас перестали как-либо выглядеть, вместе с самой компанией?

 

Уверен, правило «что ни делается - все к лучшему» сработало и в этот раз. Harley-Davidson отметила свое столетие и, худо-бедно, продолжает развиваться. А V4- и V6-образные агрегаты еще придут в H-D, если это будет действительно необходимо. По некоторым предположениям, четырехцилиндровый родственник двигателя Revolution еще покажет себя, правда чуть позже - как только «устаканится» мировая экономика.


Каталоги всех магазинов мебели Волхова

Комментарии  

Zwimian
# Zwimian 21.02.2010 19:52
Если бы ЭТО пошло в серийное производство- американские байкеры предали бы его анафеме
Тут с жидкостным V-Rod не в каждый клуб возьмут, а они о четверке размечтались
Хотя кто его знает
Вдруг он пойдет по пути Rolls-Royce(купит его кто нибудь например и останется от Харли только название и стиль, а потроха будут изготавливать сторонние производители(как phantom c BMWшным движком))
S1LvER
# S1LvER 22.02.2010 19:39
Не знал ничего из этого ) Я думал, единственный нетрадиционный мотор - это revolution v-roda, а тут такое... спасибо за статью! :-)
Joice
# Joice 22.02.2010 20:09
не могу нарадоваться, что для тебя нашлось что-то новое :lol:
Zwimian
# Zwimian 22.02.2010 22:56
Ух, хоть что то я знал много лет чего не знал ты :lol:
Это тешит мое самолюбие
S1LvER
# S1LvER 23.02.2010 10:17
Дожились - люди заклеймили меня как всезнайку :lol: То, что я написал парочку статей о том, как работают мотоциклы, еще не значит, что я все о них знаю!
texnik
# texnik 23.04.2010 10:04
много спорных тех. решений ИМХО, по этому в серию не пошел, хотя туристический моц выглядит достойно.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии

  • LF250ST-2

    Страна Зачётов Страна Зачётов 1 год назад
    Подскажите где и какие тормозные колодки купить? Да и вообще запчасти для данного квадрика. Купил БУ ...
     
  • Тест-драйв вариаторного мотоцикла CF-Moto V3/V5

    Михаил98 Михаил98 1 год назад
    А у вас есть это руководство по эксплуатации? Я не могу найти в интернете, можете скинуть мне на ...
     
  • CB400 SF Version R 1995

    Алексей Геннадьевич Алексей Геннадьевич 1 год назад
    Где купить обтекатель ветровик на версию р
     
  • Panda ATV 500 2010

    Нашел инструкцию? Нашел инструкцию? 1 год назад
    Нашел инструкцию?
     
  • Guowei GW150-5C

    Александр5 Александр5 1 год назад
    Мне обещают подогнать моцик по договору обмена Guowei GW150-5C, оцененный хозяином 75000 рублей причем ...
     
  • NA 850GT Mana 2009

    Дмитрий! Дмитрий! 2 лет назад
    А что у этого байка ремень разве? В описании привод ремённый. Не стал бы умничать, но просто интересно ...
     
  • Как правильно купить подержанный квадроцикл

    Чризм Чризм 2 лет назад
    Спасибо автору за полезную информацию :-)
     
  • Мотоциклы из Европы

    Дмитрий Дмитрий 4 лет назад
    Здравствуйте! Интересует мотоцикл Suzuki DR650SE
     
  • Новый питбайк PROGASI взорвет моторынок в уже в 2019 году!

    тот самый йцукенг тот самый йцукенг 4 лет назад
    все они собраны из одних и тех же железяк, какая разница как оно называется?
     
  • Atlantic 500 2002

    Валерий121 Валерий121 4 лет назад
    Народ, есть подозрение что шестерня маслонасоса в критическом состоянии. Есть ли способ проверить ...