Спираль жизни Эрика Бьюэлла

Эрик Бьюэлл в окружении прекрасных дам

Эрик Бьюэлл успел побывать пилотом, конструктором и бизнесменом.  Он стал основателем, председателем и главным техническим директором компании, выпускающей мотоциклы Buell, принадлежавшей (с 1993 частично, а с 1998 - полностью) до конца 2009 года корпорации Harley-Davidson, а после подвергшейся ликвидации. Благодаря неукротимому оптимизму, этот человек сотворил из ничего компанию Buell, тем самым придав ярких красок истории американского мотоспорта.


Ранние годы

Эрик Бьюэлл (Erik Buell F.) - родился 2 апреля 1950 в городе Питтсбург (Pittsburgh) — втором по величине городе в штате Пенсильвания, США.  Он вырос на ферме в городке Гибсония (Gibsonia), штат Пенсильвания, и таким образом научился работать с техникой еще в совсем юном возрасте. Будучи подростком, Бьюэлл увлекся мотоциклами, после того, как совершил свою первую поездку на мопеде Parilla 90cc итальянского производства. Позже он сменил свой мопед на 1200-кубовый Harley-Davidson (74ci) - мотоцикл, привязавший Эрика к марке H-D на долгие годы. Уже тогда он с увлечением копался во "внутренностях" своего мотоцикла, постоянно совершенствуя свои знания.

Эрик Бьюэлл был также уверен в том, что ему необходимо получить аттестацию хорошего университета, поэтому он поступил и в 1979 году закончил Университет Питтсбурга. По окончанию учебы Эрик получил множество предложений от разных компаний, из которых он выбрал Harley-Davidson.


Мотоциклы и мотогонки

Эрик Бьюэлл полюбил мотокросс, и увлекался им до того, как в 20 лет сменил свое пристрастие на шоссейные гонки, когда он начал оттачивать свое мастерство в чемпионате AMA Superbike на мотоциклах Ducati, и на Yamaha TZ750 в уже несуществующей сегодня серии AMA Formula One.

Erik Buell участвует в гонке

Устроившись в H-D, Эрик получил несколько интересных проектов, в том числе разрабатывал концепты и занимался инновационным V-образным четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением "Nova" от Porsche (Да, в планах компании было устанавливать V-четверки на свои мотоциклы). Кроме этого, Бьюэлл был ответственен за стабильность шасси круизеров серии FXR. К сожалению, с приходом Эрика в H-D, его увлеченность мотоспортом угасла. К тому же, в те трудные для американского мотоконцерна времена, Бьюэлл считал неправильным использовать для гонок мотоциклы производства японских или итальянских компаний, выражая таким образом свою преданность руководству Harley-Davidson.


 

The Barton

Впервые Эрик Бьюэлл услышал о небольшой частной мастерской Barton, конструировавшей в Великобритании мотоциклетные двигатели, в 1981 году - тогда он приобрел один из их ограниченно-выпускаемых 750-кубовых мотоциклов с двигателем жидкостного охлаждения и конфигурацей цилиндров Square Four. К сожалению, качество сборки и деталей было невысокого уровня и мотоцикл быстро пришел в негодность. Но конструкторский опыт и оптимистичная натура Эрика позволили ему приступить к устранению слабых точек двигателя. Зато шасси совсем никуда не годилось, и американец сконструировал взамен новое.

На построенном своими руками мотоцикле RW750 (RW - сокращенное от Road Warrior) на базе двигателя Barton, Эрик Бьюэлл принял участие в 1982 году в чемпионате AMA National на трассе Pocono Speedway. Тогда, проходя квалификацию, он смог достигнуть максимальной скорости 286 км/ч, что являлось очень хорошим результатом. Кроме этого, Эрик принимал участие в классе Formula One. В этой серии преимущественно соревновались 500-кубовые машины, но двигатель Barton был создан ранее 1978 года и потому проходил по правилам AMA. В целом Бьюэлл неплохо себя проявил на уровне местных клубов, несмотря на все еще далеко не совершенный двигатель Barton.

В 1982 году компания Barton закончила свою деятельность, и Эрик решил приобрести все, что осталось после англичан: наработки, чертежи и права на производство и продажу двигателей. Сделано это было отчасти для того, чтобы успеть собрать новый двигатель к предстоящему гоночному сезону 1983 года, но, к сожалению, вся техника переправлялась в США слишком долго и Бьюэлл просто не успел этого сделать. Когда он запросил у Harley-Davidson спонсирование для нового проекта, ему было отказано. Тогда Эрик решил уйти из H-D, чтобы больше времени посвящать своему делу.

 

Эрик Бьюэлл и его мотоцикл RW750Erik Buell и его мотоцикл RW750

 

Buell Motor Company

К концу 1984 года компания Yamaha производила спортбайки TZ очень ограниченными сериями, в то время как конкурирующее мотоциклы Honda VFR 750 продавались приблизительно за 30 000 долларов США. Тогда Бьюэлл решил предложить модель собственной сборки - RW750 - за 15 900 долларов под созданной им маркой "Buell Motor Company". Такой ход был сделан для того, чтобы пресса заинтересовалась его брендом и новый мотоцикл получил широкую огласку. Одним из первых достижений Бьюэлла в этой области стало приобретение модели RW750 (известной как "RW750 number 2") гоночной командой American Machinist's Union, которая после испытаний мотоцикла и принятия участия в соревнованиях дала ему свои высокие оценки. У Эрика к тому времени нашлось 5 покупателей на RW750 .
Несмотря на все это, весной 1985 года в AMA сделали заявление, согласно которому, начиная с сезона 1986 года, класс Superbike придет на смену отжившему свое Formula One и станет главным чемпионатом по шоссейно-кольцевым мотогонкам мирового уровня. Так Бьюэлл остался ни с чем.

Инновации

Несмотря на этот ошеломляющий удар, Бьюэлл не остановил свои разработки, и вышел на рынок с новым спортбайком RR1000. Используя свои связи в компании H-D, в 1986 году он приобрел значительное количество форсированных до 70 л.с. спортивных двигателей XR1000 с измененными головками цилиндров и оснащенные двумя карбюраторами вместо одного. На соревнованиях Road America Battle of the Twins National, мотоцикл RR1000 смог вырваться в тройку лидеров, - это придало Эрику веры в потенциал и конкурентоспособность нового двигателя на рынке спортивных мотоциклов. Примерно в это же время он разработал жесткое и легкое шасси, в котором было применено нетрадиционное резиновое крепление системы Uniplanar с сайлент-блоками особой конструкции, которые, с одной стороны, гасили колебания мощного 45? V-твина, с другой – позволили использовать мотор в качестве несущего элемента конструкции. Это нововведение сразу же было запатентовано и вскоре стало характерным для спорбайков Buell. Другой чертой мотоциклов Buell стала горизонтально закрепленная задняя подвеска и амортизатор, расположенные под двигателем.

За два года (1987 и 1988) Эрик Бьюэлл успел собрать 50 моделей
RR1000, после чего поставки двигателей XR1000 были прекращены. К тому времени стало ясно, что Эрик нашел свою стезю - до него столь удачно преобразить стандартные Харлеи не удавалось никому, а очередь на покупку мотоцикла с лэйблом Buell растянулась на пол года. Нужно было что-то придумать для того, чтобы двигаться дальше, и Эрик обратил внимание на новую разработку Harley-Davidson - 1203-кубовый V-twin Evolution, устанавливаемый на линейку Sportster. В этом моторе Эрик увидел мощную базу для своих будущих разработок с еще лучшей производительностью. Модель, названная RR1200, начала производится с 1988 года, в ней применялось модифицированное фирменное шасси Бьюэлла и другие наработки. К концу 1989 года было произведено 65 мотоциклов этой серии.

 

Buell RS1200
Buell RS1200 и девушки

В 1989 году Бьюэлл предствил модель RS1200, и двухместную версию RR1200, тем самым отреагировав на запросы тех, кто хотел, пусть даже время от времени, ездить с пассажиром. До конца 1990 года эти нехарактерные для марки Buell мотоциклы в количестве 105 штук появились в продаже.


Общее количество проданных мотоциклов к концу 1990 года приблизилось к 500 экземплярам, но даже с учетом этого, фирма
Buell Motor Corp. оставалась, по сути, мастерской с весьма туманным будущим. Но оптимистичность Эрика не давала сбоев - он продолжал совершенствовать свои мотоциклы. Среди его разработок появилась столь необходимая для спортивных мотоциклов 5-ступенчатая коробка передач, мощные 6-поршневые дисковые тормоза, телескопическая вилка перевернутого типа. К 1991 году Бьюэлл выпустил одноместный вариант модели RS1200, названный RSS1200. Мотоцикл сразу стал известен как пример чистого спортивного дизайна, получив множество наград на различных выставках и мотор-шоу. Общее количество проданных моделей RSS и RS к 1993 году составило 325 штук.

Назад в Harley-Davidson

Эрик Бьюэлл служил на благо популярности Harley-Davidson, и в компании это понимали и старались поощрять. К примеру, Эрик еще в 1985 году смог договориться о сотрудничестве, чтобы его спортбайки RR1000 продавались через некоторых дилеров H-D.

В 1993 году случилось очень важное событие, ставшее катализатором для разрастающейся популярности мотоциклов марки Buell. Эрик, договорившись с руководством Harley-Davidson, зарегистрировал компанию Buell Motorcycle Company, в которой более чем половина акций (а именно 51 процент) принадлежала гиганту мотостроения. Не смотря на то, что Эрик потерял право лично распоряжаться делами компании, от этого выиграли все. Сам Бьюэлл получил финансовую, маркетинговую и имиджевую поддержку для дальнейшего развития, а компания Harley-Davidson - новые разработки в области высококлассных спортбайков для их двигателей. Сборка «бьюэллов» стала производиться на родине Харлеев - заводе в Милуоки. Благодаря этому, ежегодный выпуск мотоциклов удалось увеличить с сотни до 5000 штук, что в позитивно повлияло на их цену. Мотоциклы Buell появились практически у каждого дилера H-D. Это было одним из наиболее значимых событий в истории американского мотоспорта.

Erik Buell и Firebolt XB9R
Erik Buell и мотоцикл Firebolt XB9R


В столь благоприятной для своего любимого дела ситуации, когда маркетинговые и финансовые проблемы его больше не тревожили, Эрик одну за одной разрабатывал и выпускал новые, более совершенные модели. Модельный ряд Buell стал пополняться более «разношерстыми» мотоциклами. Самым первым плодом этого союза стал вышедший в 1994 году спорт-турист Thunderbolt S2. В стандартной комплектации этого мотоцикла присутствовало все, что необходимо для дальнобоя: вместительные кофры, большое ветровое стекло и емкий бензобак. Следующей моделью стал S1 Lightning, породивший вслед за собой целую гряду серийных стритфайтеров. Тогда же выпустили и менее «горячий», зато более универсальный мотоцикл M2 Cyclone.

В 1996 году появились модернизированные версии модели Thunderbolt - S3 и S3T. Эти аппараты продолжили развитие спортивно-туристической линейки компании. Суммарные объемы продаж Thunderbolt S1, S3 и S3T превысили цифру в 2000 единиц!

Появление радикального стритфайтера Х1 Lightning в 1998 году неслучайно совпало с выходом компании на европейский рынок. Именно этим мотоциклом с выразительной внешностью и инжекторным двигателем Эрик собирался завоевывать «старый свет».

1999 год в истории марки Buell ознаменовался появлением очень противоречивой модели Blast. Мотоцикл предназначался для начинающих райдеров и комплектовался уникальным 500-кубовым двигателем - половинкой от стандартного твина. Критика, посыпавшаяся на эту модель, не помешала Бласту поднять продажи компании Buell вдвое! Множество мотошкол, которым ранее приходилось подбирать недорогие варианты мотоциклов для обучения из импортного ассортимента, теперь могли поддержать отечественного производителя.

Buell Blast
Противоречивый Buell Blast


В новое тысячелетие Эрик Бьюэлл пришел с революционной моделью стритфайтера - Firebolt XB9R, который был представлен в 2001 году. О радикальности этого мотоцикла можно судить хотя бы по сверхмалому наклону рулевой колонки - 21 градус. Тогда конструкторы Buell и Harley-Davidson сообща провели огромную работу, стараясь выжать максимум из доступных на то время разработок. В целях снижения центра масс, топливный бак перенесли в нижнюю часть несущей конструкции. Рама и маятник были сделаны из алюминия, а двигатель получил переработанную систему смазки, когда масло форсунками подавалось сразу на поршневое днище. Непривычно выглядит и 375-миллиметровый тормозной диск, прикрепленный к ободу колеса.

Lightning XB12S, вышедший как логическое продолжение XB9R, является одним из самых легких и компактных стрифайтеров в своей весовой категории. Мотоцикл вобрал в себя самые передовые технологии, доступные на тот момент, в том числе интерактивную выхлопную систему Buell InterActive Exhaust, фирменную ходовую, мощный двигатель с электронной системой впрыска и электронным блоком управления (ЕСМ).

 

Buell Ulysses XB12X
Buell Ulysses XB12X


Появившийся чуть позже Ulysses XB12X прозвали первым американским серийным городским эндуро. Как и прошлые модели Эрика, этот мотоцикл был в избытке наполнен новшествами. К примеру, традиционно широкая алюминиевая коробчатая рама Ulysses XB12X выполняет роль бензобака, а в полости алюминиевого маятника, как и у модели XB9R, можно было отыскать маслобак! Свое звание путешественника мотоцикл оправдывает наличием большого клиренса, защиты картера двигателя, защиты рук на руле, переднего крыла под фарой, высокого ветрового стекла, и, наконец, вместительного багажника.


К 2009 году компания объявила о прекращении производства модели Blast. На тот момент модельная гамма Buell выглядела следующим образом:

Серия Sport:

  • 1125R (1125cc Helicon V-Twin жидкостного охлаждения, разработанный австрийцами из Rotax)
  • Firebolt XB12R (1203cc Thunderstorm® V-Twin Engine воздушно-масляного охлаждения)


Серия Adventure:

  • Ulysses XB12X (1203cc Thunderstorm® V-Twin Engine воздушно-масляного охлаждения)
  • Ulysses XB12XT (1203cc Thunderstorm® V-Twin Engine воздушно-масляного охлаждения)


Серия Street:

  • 1125CR (1125cc Helicon V-Twin жидкостного охлаждения)
  • XB12Ss (1203cc Thunderstorm® V-Twin Engine воздушно-масляного охлаждения)
  • XB12Sg (1203cc Thunderstorm® V-Twin Engine воздушно-масляного охлаждения)
  • XB9SX (984cc Thunderstorm® V-Twin Engine воздушно-масляного охлаждения)

 

 

Финал, как отправная точка

В конце 2009 года компания Harley-Davidson объявила о ликвидации производства мотоциклов Buell. Причиной тому послужило, конечно же, плохое финансовое самочувствие H-D.

Эрик Бьюэлл объявляет о ликвидации компании Buell


Эрик Бьюэлл основал собственную компанию Erik Buell Racing, родом деятельности которой является продажа и доводка мотоциклов для нужд мотоспорта. Из последних новостей видно, что Эрик не собирается опускать руки - не в его это натуре. Сейчас он предлагает всем желающим приобрести к новому сезону "доведенные" им
гоночные аппараты 1125RR и 1125R и даже разработал более "жирный" вариант - 1190RR. Конкретных спецификаций не называется, но известно, что двигатель "нарастили" на базе привычного 1125-кубового Rotax. Отдельно от этого, Erik Buell Racing предлагает широкий выбор тюнинг-комплектующих из толстого каталога.

 

Buell 1125RR - одна из последних разработок Эрика Бьюэлла
Buell 1125RR - одна из последних разработок Эрика Бьюэлла

 

Может показаться, что в итоге, Эрик вернулся к тому, с чего начинал - он сидит в мастерской и занимается доводкой чужих мотоциклов. Но это было движение не по кругу, а я бы сказал, по спирали.
Проделав столь огромный путь, этот человек является великим мастером, который не боялся "нырять в неизведанное". Вместе в Harley-Davidson он построил свой модельный ряд мотоциклов, успешно конкурирующих в своих областях. Он создал то, на что в самой H-D никогда бы не решились.

 

Мотоциклы Buell в мотокаталоге »



Комментарии  

S1LvER
# S1LvER 29.01.2010 08:51
Интересная статья. Я вообще не знал, что с Buell происходило раньше двухтысячных и как они появились. Спасибо )
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
AK-47
# AK-47 29.01.2010 19:37
Жаль жаль жаль!!!! :sad: :sad: :sad:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Zwimian
# Zwimian 29.01.2010 19:53
Вернется еще)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии