Фамилия Трункенпольц безусловно знакома всем поклонникам марки KTM. Современную историю компании в числе прочих руководителей делает Хуберт Трункенпольц. А сегодня речь о том, как его родной дядя Ханс в 1934 году, будучи в возрасте 25 лет, открыл автомастерскую на севере Австрии, в городке Маттигхофен, которая стала первоисточником того, что мы сейчас знаем как KTM.
Изначально семья Трункенпольц была семьей гражданских служащих с довольно длительной историей, уходящей корнями в шестнадцатый век. С началом индустриальной эры, дедушка Ханса – Венцель Трункенпольц, был настолько впечатлен развитием различных машин и приспособлений, что, к большому неудовольствию своих родителей, бросил школу и пошел в ученики слесаря-механика, оставив таким образом традиционную карьеру чиновника. В 1872 году он занялся собственным бизнесом по производству агротехники. Основанная тогда в Альтхайме фирма “Trunkenpolz Machinen” до сих пор существует под маркой “Trumag”.
Ханс Трункенпольц родился в 1909 году и впервые приобрел опыт механика-двигателиста в мастерской своего дяди. Позднее он стал принимать участие в мотогонках и стал успешным гонщиком по пересеченной местности. В 1934 году он сделал шаг к своей независимости – в здании бывшего ресторана “Zum Schwarzen Adler” (“Черный орел”) в Маттигхофене он открыл собственную мастерскую по ремонту автомобилей и мотоциклов. Наряду с ежедневной работой в мастерской, Ханс получил сертификаты мастера-ремесленника по специальностям “машинист” и “механик-двигателист”.
Сервис процветал и вполне логичным был следующий шаг – заняться продажей новой техники. Была выбрана продукция DKW. Тогда это был крупнейший в мире производитель мотоциклов, производящий самые современные двухтактные двигатели того времени. В 1938 году, в дополнение к имевшемуся мотобизнесу, было открыто представительство Opel – в середине 30-х эта марка была крупнейшим автопроизводителем в Европе.
Тем временем, дело продолжало расти и у Ханса работало уже пять человек. Перед самым началом Второй мировой войны, компания переехала в новое здание в Muhlweg 2, все там же в Маттигхофене. Вскоре ее основателя призвали на военную службу. Его жене Элизабет пришлось руководить семейным делом одной вплоть до 1943 года, когда Ханс получил освобождение от военной службы, взамен которой получил предписание заняться ремонтом военных грузовиков и двигателей.
В тяжелые послевоенные годы в Европе был огромный спрос на грузовики, обеспечивавшие основные потребности населения в перевозках. И все это на фоне недостатка исправных грузовых автомобилей, в массе своей поврежденных в ходе войны. Как и в начале своей карьеры, Трункенпольц сконцентрировался на работах по ремонту транспортных средств. Компания достигла численности в 35 сотрудников и быстро стала одним из крупнейших ремонтных предприятий в Верхней Австрии. Ущерб, нанесенный машиностроительной отрасли сказался на недостатке заводских запасных частей и Ханс организовал собственное производство наиболее необходимых деталей в своей компании.
В 1948 году производство пополнилось кузнечным и литейным цехами. В этот же период Трункенпольц осваивает серийное производство вкладышей коленвала. Разумеется, все это сопровождалось созданием новых рабочих мест и персонал фирмы удвоился уже до 70 человек.
Экономика Австрии быстро росла, не в последнюю очередь благодаря известному «плану Маршалла», и промышленность в короткий срок вернулась на довоенный уровень. Однако, для семьи Трункенпольц это обернулось заметным падением спроса на авторемонтные работы и только производство запчастей оставалось прибыльным. Неудивительно, что компании пришлось искать новые возможности для деятельности, чтобы остаться на плаву. И массовый спрос на персональный моторизованный транспорт пришелся очень вовремя.
В Европе тогда очень немногие могли себе позволить личный автомобиль. По этой причине, Трункенпольц решил разработать более доступное для широкого круга покупателей транспортное средство, а именно легкий мотоцикл. Будучи до войны дилером DKW, он приобрел достаточно большой опыт и знания в мотобизнесе. Техзадание было очень простым – это должен был быть настоящий мотоцикл. С подножками и без популярного тогда в легком классе и среди велосипедов с моторчиком дополнительного привода педалями. В качестве двигателя был выбран Rotax объемом 98 см3, производящийся в австрийском городке Гюнскирхен. В 1953 году мотоцикл был представлен публике и именно тогда впервые на баке появились заветные буквы KTM, означающие Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen.