В Ульяновской области 11 июня прошёл заключительный день гонки «Холмы России». Двухдневное соревнование имеет три статуса: 2 этапа Кубка России по ралли-рейдам, 3 этапа открытого Чемпионата Ульяновской области по ралли-рейдам, 2 этапа любительских соревнований «MOTO RALLY CUP». 10 июня на старт вышел 61 экипаж, к финишу добралась всего 41 единица техники.
Первый день традиционно начался с административных и технических проверок, после которых участников ожидали торжественное открытие гонки на центральной площади рабочего поселка Кузоватово и пролог - короткий спецучасток протяженностью 20 километров. Уже после первых километров стало понятно, что соревнования будут непростыми, как для техники, так и для спортсменов. У восьми экипажей из 61 вышедших на старт этого спецучастка после прохождения возникли проблемы разной степени сложности: от начисленного судьями штрафного времени за остановку в неположенном по регламенту месте Сергея Соболева до технических моментов, таких как погнутая рулевая тяга УАЗа Александра Пономаренко и оторванные задние амортизаторы «метановой» Нивы «АТС Racing Team». Всю ночь механики восстанавливали технику, чтобы на утро экипажи смогли выйти на старт.
Во второй день участников ожидало 350 километров маршрута по Кузоватовскому и Тереньгульскому районам Ульяновской области. Трехмерная разноплановая трасса выдалась не из легких, с обилием опасных промоин и бродов, и выключала из борьбы экипажи один за другим. По итогам прошлого дня напряженная борьба развернулась в зачете Рейд-спорт - лидеров Алексея Игнатова и Евгения Суховенко разделяло чуть более 30 секунд, претендентов на третье место Андрея Динабурга и Александра Русанова и вовсе 1 секунда, поэтому уже со старта эти экипажи начали свое противостояние. На одном из опасных участков Андрей Динабург допустил ошибку в пилотировании, не справился с управлением, и его автомобиль Mitsubishi Pajero перевернулся. Эта ошибка позволила команде «Газ Рейд Спорт» и ее российско-китайскому отделению «BFCEC Sport» занять весь подиум зачета «Рейд Спорт». Самым быстрым «газелистом» оказался Евгений Суховенко. За ним с отрывом почти в три минуты приехал Алексей Игнатов, а бронзу забрал Александр Русанов, выступающий за «красных драконов» «BFCEC Sport». Так как эта категория совпадает для Кубка России и Открытого чемпионата Ульяновской области по ралли-рейдам, экипажи заняли призовые места в обоих соревнованиях.
Не всем участникам зачета «Рейд Спорт» так повезло: у ISUZU Михаила Анциферова на 32 километре СУ2 отказало сцепление, Сергей Усок на ВАЗ 2121 и Иван Самарин на Соболь 4х4 тоже не смогли успешно преодолеть дистанцию, столкнувшись с техническими трудностями.
В национальном зачете выступали машины производства Ульяновского, Волжского и Горьковского Автозаводов. И если после первого дня первые три позиции делили два УАЗа заводской ульяновской команды и ВАЗ 2123 Дениса Калинина из команды «АТС Racing Team», то после второго расположение сил немного поменялось. Виталию Проненко на УАЗ-Пикап 23632 удалось удержать свою позицию и завоевать «золото». «Серебро» досталось Александру Пономаренко, а «бронза» – чебоксарцу Виктору Сандыбаеву. Национальный зачет, также как и Рейд спорт, совпадает для обоих этапов соревнований, и победители завоевали двойные победные места.
Сокоманднику Проненко повезло меньше: у заводского УАЗа Дмитрия Рыбина срезало полуоси, и экипаж потерял колесо. Произошла поломка переднего привода у экипажа Никиты Юрковского, да и у претендента на бронзу по итогам пролога Дениса Калинина тоже были неприятности с машиной, и он вынужден был выбыть из борьбы.
В абсолютном зачете Открытого чемпионата Ульяновской области удивили всех дебютанты зачета Т1 на турбированном CAN-AM Maverick X3. Опытные пилоты команды «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов и Дмитрий Свистунов сменили тяжелый грузовик на легкий и маневренный багги, и если первый день они еще только присматривались к технике, то во второй смогли уверенно обойти слаженный и быстрый дуэт Бердинских/Шубин, отодвинув соперников на второе место. На третьем месте «абсолюта» оказался лидер категории «Рейд спорт» - экипаж Евгения Суховенко.
Экипажи Антона Шибалова и Алексея Бердинских, как победители «абсолюта», забрали призовые места и в категории спорткаров и прототипов Т1. Третье место в классе досталось Игорю Ганнику из Набережных Челнов. Соперники Игоря – Федор Воробьев и Рафаэль Фаттахов на автомобилях CAN-AM Maverick X3 оформили сход по причине поломки техники, и это не дало успешно завершить гонку.
Помимо турбированных вездеходов класса Т1 в соревновании принимали участие стандартные стоковые мотовездеходы класса Т3 марки Polaris RZR 1000. Среди них вперед вырвался Михаил Гомберг и Эльмир Гимазетдинов, оставив на втором месте Руслана Абдулнасырова с Артуром Акчуриным. У третьего автомобиля данного класса под пилотированием Айдара Галеева во время первых 50 километрах второго спецучастка обнаружилась проблема с трубой выпускающего коллектора, экипаж пытался ее устранить, но из-за опасности возгорания автомобиля прекратил борьбу за подиум.
Каждый раз на «Холмы России» приезжает большое количество моноприводных машин, и этот раз не стал исключением – 13 автомобилей было заявлено на участие в соревновании. Правда броды и жёсткая трасса соревнований стали непростым испытанием для них: 5 из 13 машин зачёта «Рейд спорт моно» не смогли взять финиш. Первое же место досталось Марату Абдулллину и Дмитрию Рожнову на Фольксваген Гольф. Он оставил позади соперников на «восьмерках» - ульяновцев Виктора Толстова/Владимира Зиновьева и Сергея Бударина/Артема Лукьянова, которые завоевали второе и третье место соответственно.
В Открытом Чемпионате Ульяновской области принимало участие шесть участников мотоциклетного зачета. Опыт, накопленный за годы участия в чемпионате и кубке страны по кросс-кантри ралли, помог завоевать первое место Ивану Ли, пилоту команды «Suprotec Racing», хотя и у него не обошлось без падений и ошибок в навигации. Его преследователям - Евгению Тихонову и Станиславу Поперечному, осталось второе и третье место. Лидировавший по итогам пролога мотогонщик Юрий Зайцев не справился с длинной дистанцией гонки второго дня и оформил сход.
Второй этап MOTO RALLY CUP тоже был богат на события, и если результаты зачёта SSV Sport совпали с категорией Т1 Открытого чемпионата Ульяновской области по ралли-рейдам и победители в нем уже известны, то в категории SSV среди нетурбированных мотовездеходов к завоевавшим первое и второе место экипажам Михаила Гомберга/Эльмира Гимазетдинова и Руслана Абдулнасырова/Артура Акчурина добавился Архипов Владислав на BRP Maverick X MR 1000 EFI. Ему досталась заслуженная «бронза» этого зачета. В зачете квадроциклистов Михаил Маркин потерял колесо от BRP Renegate и продолжать гонку больше не смог. Неудача Маркина позволила занять первое место Владимиру Макееву на BRP CAN-AM Outlander.
Мотоциклетный зачет MRC состоял из двух категорий: профессиональных спортсменов и любителей. Лидеры первой из них уже известны и совпадают с аналогичной классификацией Открытого Чемпионата Ульяновской области, а среди любительского мотозачета самым быстрым оказался Максим Долганов на YAMAHA WR250R из Анапы. Второе и третье место среди любителей - у Михаила Нефедкина на KTM EXC-F350 из Уфы и Аделя Балицкого на HONDA XR650R из Анапы.
Василий Битный на тяжелом и неповоротливом «Гусе», как называют BMWF800GS, также успешно завершил соревнование с результатом прохождения дистанции за 08:12:34.
Непростая гонка подошла к концу, следующие этапы совсем скоро. Следите за календарем соревнований!
Финишные интервью участников гонки
Финишировали мы первыми и всю трассу прошли «открывашками» от начала и до конца. Не все складывалось гладко: мы пробили колесо и потеряли много времени на его замену. После чего начали нагонять. Правда не знаю, получилось ли это сделать. Мы приехали на финиш со сломанным задним колесом - оно у нас немного смотрело в сторону, потому что из-за жесткого рельефа местности мы его повредили. Машина вела в остальном себя хорошо, никаких проблем и серьезных поломок у нас не было. Все замечательно! С дорожной книгой первого спецучастка все было отлично, а последний участок мне не понравился, так как иногда расстояния в «легенде» были прописаны нормально, а иногда я вообще не понимал, где я нахожусь, и привязаться к дорожной книге не получалось. Очень хотелось бы ее проехать вдумчиво и спокойно, не в спортивном режиме
В целом техника, на которой мы выступали, очень интересная, да и с трассой нам в Ульяновске повезло. Задача, поставленная командой, была повышение опыта штурманов. Я ехал с Дмитрием Свистуновым, и для меня, как и для него, это возможность посмотреть технику и попробовать что-то новое. Машина удивляет своими способностями, она очень быстрая, большие хода подвески позволяют ехать по бездорожью с высокой скоростью. В грузовиках все немного по-другому. Пару лет назад мы с этой техникой еще боролись и легко уезжали от нее, а сейчас достигли такого уровня, что становится тяжело состязаться. Испытав на себе Maverick, могу сказать, что возможности у него большие и через год с подобными машинками будет тяжело бороться на трассе. Правда есть несколько минусов, один из которых - низкая посадка экипажа, в отличие от того же грузовика. А значит сложнее ориентироваться, и надо ехать аккуратно, рассчитывая, что срезать будет невозможно. Для штурмана это, конечно, хорошая школа, потому как приходится ехать, ориентируясь только на дорожную книгу и одометр. Еще один минус - все летит в салон, и мы даже немного подмерзли. Отметили для себя очень интересный характер прохождения бродов: их надо походить только ходом, а если чуть сбавишь, то будешь в воде. Очень интересно организаторы подготовили трассу. За день проехали три спецучастка и было все: и рулежные места, и бездорожье, и броды… Интересная и хорошая гонка получилась, я считаю! Штурман мой Дмитрий Свистунов справился отлично, правда были некоторые незначительные ошибки, но тут больше я виноват, потому как не всегда было видно куда повернуть, и иногда мы проскакивали повороты. По скорости CAN-AM Maverick X3 не уступает грузовику, и у этой техники большое будущее. Сегодня мы два раза меняли колесо, и старались нагнать соперников. Только третий спецучасток мы проехали в полную силу, так как на первых двух еще вкатывались, я привыкал в машине. Зачастую много перестраховывался, так как то, что простит грузовик, здесь может быть серьезной ошибкой. Они, конечно, быстрые, подвеска энергоемкая, но она гораздо нежнее. И нужно научиться понимать машину, ее возможности, а для этого нужен опыт. Наша команда будет продолжать такие выезды и участие в классе мотовездеходов, и я надеюсь, что и у меня будет еще шанс принять участие на такой технике. Мне очень понравилось
Сегодня хорошо проехали, но много блудили, раз пять терялись по трассе. Я за шесть дней гонки в Казахстане и за остальные этапы столько мимо не ездил, как сегодня. Легенда была отличная и я думаю, что это наши ошибки. Машина вела себя прекрасно, все работало хорошо и к ней вопросов не было. Здесь дорога мягче, чем в Казахстане, да и броды мы штурмовали с удовольствием. Конфигурация трассы интересная, были и быстрые, и медленные участки… В целом она была разноплановая, и не сильно убойная для автомобиля, что немаловажно. Задачи, поставленные на эту гонку, выполнены, и команда может быть довольна
Трасса сегодня вообще супер! Скоростная, с камнями, местами был песок, местами был торф или чернозем, поля… Были смены покрытия, и это прямо круто! Перепадов не особо много было, но все равно были холмы, спуски, подъемы, около 10 бродов… Много зрителей, хорошие скорости. Мы сегодня «рубились» с автомобилистами, квадроциклистами, со всем, что едет! Очень понравилось! Немного я, правда, упал: там было много опасных промоин, и я очень боялся в одну из них попасть. Но в итоге все равно залетел, сделал сальто через руль. Вроде все обошлось, поэтому я продолжил гонку. Очень много колей, я осторожничал и сильно не гнал. В конце я немного «блуданул» и проехал 16 километров не в ту сторону, но потом нашел дорогу. В этот момент Евгений Тихонов «сел на хвост» и ехал за мной. Мне очень понравилось, отличная атмосфера, прекрасная гонка
Это технический вид спорта, всякое бывает… Очень неровная была дорога, много березок. Любая авария - 100% ошибка пилотирования, по-другому не бывает. Там был подброс, была яма с уровнем опасности «2», машина сначала ударилась передним левым крылом, а дальше нас развернуло, и мы полетели через крышу. Встали на колеса, завели машину и освободили гоночный канал, но о продолжении гонки не могло быт и речи – в результате переворота появилась проблема с радиатором. Сами мы нормально, и, если бы не радиатор, то могли бы дальше продолжать бороться. Нам предстоит еще детально осмотреть автомобиль на повреждения, и будет видно полный план работ по восстановлению. Работы много, и есть чем заняться
Впечатления о гонке самые положительные, так как получилось занять первое место. По трассе на прологе мы старались выложиться по максимуму, чтобы занять позицию как можно выше. Вроде более-менее это получилось сделать. А на втором СУ первый круг мы ехали ознакомительно, чтобы посмотреть и запомнить местность, на втором круге немного прибавили. Затем увидели, что у нашего сокомандника Дмитрия Рыбина сломался УАЗ, и он не смог продолжить гонку, и уже на третьем спецучастке поехали спокойно, чтобы машина не подвела, и главное для нас было - удержать позиции до финиша. Трасса очень понравилась, много бродов - это всегда интересно, большое количество зрителей. Всегда стараешься въехать в брод как можно веселее, чтобы было много брызг. Рулежная, скоростная с обилием кочек и ям, на которых машине доставалось больше чем нужно. Но машина вытерпела и, самое главное, привезла на финиш!