Меня зовут Алиса Тикстон, я балетный фотограф из Петербурга. 28го мая мой немецкий друг Кристиан Шмитт и я начали наше путешествие из Гамбурга. Нам предстояло 34 дня пути на BMW GS F850. Ни музеев, ни экскурсий, ни пляжей, только дорога. Остановки только, чтоб выспаться после особо тяжелых дней. В день мы проезжали от 300 до 500км.
На немецкой дороге часто встречались ограничения скорости, не только для машин, но и для танков. В первый день мы доехали до первого места ночлега в Дании, милый домик фермера среди лугов и полей. Мы остановились в городке Скаген, в самой северной точке Дании, где встречаются Северное и Балтийское моря. На следующий день мы ночевали уже на пароме из Хиртхальс в Берген. На корабле огромная парковка и байкеров было много, даже бабушки на мотоциклах. Весь путь через европу дорога была хорошая и безопасная. В Норвегии нас встретил дождь, множество туннелей, перекрытых дорог и самый невероятный горный пейзаж. Особенно нас порадовал Лердальский туннель длинной 24.5км. Он самый длинный в мире и внутри красиво подсвечены пещеры.
Норвегию мы проехали с комфортом по магистрали Е16 из Бергена через Лиллехаммер. Огорчали только высокие цены на бензин. Не обошлось и без колючих ситуаций, на скоростном шоссе водителю в рукав залетела шибко агрессивная оса.
Всю дорогу в Швеции шел дождь. Мы сразу ощутили разницу между водоотталкивающей и водонепроницаемой одеждой. Разница была не в нашу пользу, т.ч. мы и промокли и замерзли. В один из дождливых дней температура была +1, что особенно приятно на большой скорости. Нас особенно порадовал ночлег: в первый раз это был гостевой домик на ферме барышни вегана, второй- огромная палатка в кэмпинге. Ни интернета, ни ванной комнаты в номере, но впечатления самые яркие и чувствовалась близость с природой. Нам очень везло на приятных общительных хозяев строго до середины Швеции. Дальше до самого Петербурга работала система “смс: ключ под ковриком, не загадьте дом”. Хозяев мы больше не видели.
На мотоцикл много багажа не возьмешь, т.ч. после каждого ночлега мы аккуратно запихивали багаж ногами в два боковых кейса и два рюкзака. К концу путешествия пластиковые кейсы выглядели ужасно, однако, они дважды спасли нас от травм во время неудачного падения мотоцикла.
Дорога плавно перетекла через границу с Финляндией без заметных опознавательных знаков. Главным нововведением были Северные олени каждые 40км. Так следуя за оленьими попками мы доехали до места ночлега. Мы арендовали домик на ферме Санты. В июне это особенно мило. Все в елках, игрушках и конфеты под подушкой.
По пути мы заехали к родственникам в гости. Едва унесли ноги и мотоцикл явно потяжелел от такого количества любви и объятий. Мои надежды встретить лося не оправдались.
Граница с Россией добавила веселья. Мой спутник и водитель - немец. Пограничники не жаждут учить иностранные языки, а я мало что понимаю в мотоциклах и документах. Потратила много времени чтоб мы с пограничником поняли друг друга и выяснили, что наш случай называется “временный воз”. Он отказывался верить, что мы проедем через Россию насквозь и не поедем обратно, потом сам же запутался в документах.
После пересечения границы мы мгновенно ощутили как упал уровень комфорта на дороге и стоянках. Первая остановка была в Петербурге, где родственники постарались нас закормить и запугать “ибо в России доги опасны и на каждом углу Бармалеи, бандиты и динозавры”. Мой спутник упрям т.ч. мы продолжили путь: Петербург- Тверь- Нижний Новгород-Казань-Ижевск-Пермь-Екатеринбург-Тюмень. Мотоцикл у нас новый и по дороге нужно было заехать в сервис через 10000км. По дороге вырубился dynamic ESA. Наш железный конь был рожден в Германии и требовал калибровки для суровых русских дорог. К великой печали, официальный мотосервис BMW у нас только в Москве и Екатеринбурге. То есть если что-то ломается в другом городе, то выкручивайся как хочешь. К счастью, поломка не так страшна и мы добрались до Екатеринбурга. Вкусили творческий и непредсказуемый подход некоторых русских водителей. После Нижнего Новгорода РОСАВТОДОР занял особое место в моем сердце. Вспоминала его особо теплыми словами на каждой выбоине и трещине. По пути мы встретили муляжи полицейских машин и подозрительно одиноких барышень в коротких юбках между деревьев. Оказалось, это были цветочки.
Из Тюмени мы поехали к Границе с Казахстаном. Прошли легко, только все спрашивали зачем мы едем в эту пустыню.
Проехали Петропавловск- Астана- Караганда- Балхаш. Балхаш это единственное в своем роде озеро, которое сочетает в себе соленые и пресные воды. По сути, это главное природное достояние стороны, погребенное под грудой мусора с заводами на берегу.
На берегу озера мы ночевали в городке, у которого нет имени и нет дороги. Зато мы нашли там гостиницу. Выглядит городок пугающе заброшенным, как Припять. Оказалось, ее аналог там и строили. После взрыва в Чернобыле, передумали и забросили. Сейчас эту землю заняли рыбаки и их семьи.
От озера Балкаш в сторону границы идут две дороги: одна через Алматы, другая через Шу. Все, кого мы спрашивали, утверждали, что дорога через Шу это разбита и с гигантскими дырами, но на мотоцикле мы проедем. Мы не стали проверять как же мы ее перелетим на мотоцикле и выбрали приличную дорогу на Алматы.
Дальше всю дорогу температура была выше 38 градусов, заправки через каждые 100-150км, полицейские с гигантскими штрафами и ни одного магазина или кафе. Все больше смахивало на пустыню: песок, верблюды, песчаные бури, жара. Каждый час мы обливались водой, в мотоэкипировке и шлеме жара невыносимая. Еду можно найти только в местных забегаловках и надеяться, что не отравишься. Там я поняла, почему люди молятся перед едой. Местная полиция отличается особой суровостью, а водители непредсказуемостью. Выбор: ехать по внедорожью, по ужасной дороге или по ужаснейшей. Мы наивно выбрали дорогу в сторону Алматы. Дорога вдоль озера и почти до самой границы раскопана. Судя по знакам, она на ремонте, но ремонтом там не пахнет. Никто не знает какая должна быть скорость, знака нет. А какая скорость должна была быть до этого никто не в курсе и знаков нет. Штрафы у них около 40 долларов и много полиции. В итоге 200-300км мы ехали со средней скоростью 50км, а вокруг только пустыня и невыносимая жара и раздолбанный асфальт. Вдруг мы въехали в песчаную бурю, где ничего не видно и множество машин едут с огромной скоростью. Конечно, мотоцикл там никто не разглядит и нас чудом не сбили.
На каждой остановке нас окружали местные жители с тысячей вопросов и игнорировали, что мы вымотаны и потные лежим в тени рядом с кучей мусора. Мусор это единственное, чего там навалом везде. Так появилось правило “Sorry, we don’t speak russian”. Кустиков в пустыне, конечно, нет. Зато есть домики, в которых лучше не дышать, не смотреть и ни к чему не прикасаться. Домики соревновались в красочности ароматов.
Когда тени не было или место было особенно неприятным, я сворачивалась на земле в тени мотоцикла и обливалась водой. Даже с мокрой головой и футболкой, было очень жарко. Меня хоть немного спасал белый шлем.
На одной из заправок, мы встретили человека, поливающего цветы из шланга. Конечно, мы уговорили его облить нас с ног до головы.
Жара была столь невыносима, что мы решили ехать по ночам. В городке Каскелен около Алматы мы забронировали гостиницу на Booking и рассчитывали через час быть в номере с кондиционером. Во-первых адрес указан был неверно, во-вторых, когда мы нашли гостиницу, оказалось, она неделю как была опечатана властями. До ночи мы решили поспать в соседней гостинице. Мы так устали, что нам было всеравно. Однако, такого грязного номера я представить не могла. Хорошо, что тараканы нас не приветствовали, там была постель и относительно работающий кондиционер. На следующий день мы собирались проехать еще 300км до следующего отеля. Но мы настолько возлюбили местные дороги, что возжелали скорее покинуть эту чудесную страну. В итоге, мы проехали 300 км, потом еще чуть-чуть и еще немного до Шымкента и граница была уже совсем близко.
На границе нас хотели разделить и как пассажир я должна была стоять в огромной очереди с казахскими женщинами. Это в наши планы не входило т.ч. я переименовала себя из пассажира в переводчика и сэкономила нам кучу времени. Прохождение границы с временным ввозом иностранного мотоцикла на их границе это незабываемое удовольствие.
Узбекистан встретил нас толпой нищих, бродяг и лишнего внимания. Мы решили найти еду и поскорее уехать из этой страны. Бензин в Узбекистане вы найдете, в лучшем случае, 91й или 80й. И кассы, конечно, там нет. Все на руки и под честное слово, а выглядят заправки жутко. Водители еще более безбашенные и пытаются сбить тебя и всех по дороге захватить.
Ташкент выглядит как большой город, в котором есть все. Разительный контраст с границей, хотя всё совсем рядом. Граница города резко обрывается, нас окружают коровы. Перед нами пейзаж из 20ти заправок стенка к стенке. Работают из них две.
Уже ночью из последних сил мы доехали до границы с Таджикистаном. Первая половина границы “заходи кто хочет”, вторая - ни одного сотрудника. Когда товарищи пограничники пришли, это больше напоминало странную игру. Никто ничего не знает, какой-то столик с клиенкой и необъятная барышня в камуфляжной футболке и леггинсах.
Когда мы пересекли границу и глаза уже слипались, наступила тьма. Ни огней, ни фонарей, ни заправок. Абсолютная тьма, только тени коров мелькали в свете наших фар. Местные водители особенные экстремалы, они могут вовсе не включать фары, даже в такую тьму. Остается молиться и стараться не уснуть. Чудом мы доехали до гостиницы в городе Худжанд. В тот день мы проехали 1500км и 2 границы за 24 часа.
В последний день мы добрались до нашего финиша Душанбе. Дорога через горы была извилистая, узкая, с большими перепадами высоты и пропастью по правому борту, но очень красивая. Местные беспечные водители передвигаются по ней на безумных скоростях и презирают правила дорожного движения. Если бы не опыт и водительский талант Кристиана, нас бы сбили еще на территории Казахстана т.к. дальше стиль вождения местных жителей становился все хуже. На въезде в Душанбе есть особый аттракцион. Единственная дорога пролегает через “Туннель Смерти” (Анзобский туннель). Его длина 5км и 2700м над уровнем моря. Он узкий и там нет никакого освещения. Из темноты навстречу вылетают автомобили с безумными водителями и ,не обязательно включенными, фарами. Пару лет назад, в добавок к темноте, в этом туннеле была вода и худшая дорога.
Таджикистан отличается красивым горным пейзажем, грязным воздухом, портретами президента на каждом щите и здании, сумасшедшими водителями и жарой в 42 градуса. Тут под покровительством кондиционера мы останемся до конца лета. С балкона открывается лучший вид в городе: президентский дворец, самой большой в мире флаг, горы (если их видно из-за газовых выбросов и песчаной бури), заводы посреди города без очистительной системы.
Итого мы проехали на мотоцикле 9 стран, 28 городов, 11000км за 34 дня.