Компания Peugeot, один из старейших производителей мототранспортных средств празднует 110 лет присутствия на рынке. Несмотря на то, что основным двухколесным направлением Peugeot на данный момент является производство скутеров, компания все же решила выпустить юбилейную версию именно мопеда «Vogue», культового и педального, наследника не менее заслуженного «103». Мало для какого российского любителя мотоциклов эти слова что-нибудь значат, но многие европейцы помнят, какое значение имел выпуск данных моделей. На самом деле, французская компания имеет не только длинную, но и весьма богатую мотоциклетную историю, в которой можно обнаружить в числе прочего развитие двигателей класса V-twin.
Одним из самых узнаваемых российским обывателем двухколесных транспортных средств французской компании является Le Grand Bi - знаменитый велосипед с огромным передним колесом и крошечным задним, построенный в 1882 году.
Такой конструкцией Арман Пежо планировал решить проблему отсутствия привода, и отчасти у него даже получилось это сделать - велобайк был достаточно популярен в свое время и послужил основой для будущих разработок компании, в числе которых представленный в 1898 году на Парижском салоне трехколесный мотоцикл De Dion Bouton. Данный трайк приводил в движение одноцилиндровый 239,5-кубовый двигатель, построенный по лицензии Готтлиба Даймлера.
Первый двухколесный мотоцикл Peugeot датируется 1902 годом. 198-кубовый двигатель швейцарской ZL (Zurcher&Luthi), мощность которого достигала 1.5 лошадиной силы, был установлен на переднем колесе транспортного средства. Конечно, для столь радикального шага потребовалась значительная доработка рамы. Средняя скорость мотоцикла находилась на уровне 40 км/ч, но уже на следующий год производства Peugeot достигает рекорда в 123,249 км/ч!
В 1904 году у компании появляется двигатель собственной разработки PF (Peugeot Freres, братья Peugeot), мощность которого со временем выводится на уровень в 5 л.с. В 1905-м приходит линейка двухцилиндровых V-образных двигателей объемом 330, 480, 500, 660 и даже 1000 см.куб., которые не брезгуют использовать и другие производители мотоциклов. В их числе была и компания Norton, на мотоцикле которой Рем Фаулер побеждал в Tourist Trophy на острове Мэн.
Компания Peugeot оказалась в числе пионеров, экспериментирующих с двойным верхним распределительным валом (DOHC) и представивших на основе новой технологии рабочие и, более того, побеждающие на соревнованиях двигатели. Например, двухцилиндровый рядный 500-кубоый двигатель M1 с 4 клапанами на цилиндр, побеждавший в Гран-При.
Далее компания была вовлечена в военные действия, а после отделившаяся от автомобильной Nouvelle Societe des Cycles Peugeot продолжала развивать сегмент мотоциклов и скутеров. С тех пор у Cycles Peugeot не получилось совершить каких-либо серьезных достижений с учетом все возрастающей популярности конкурентов в виде Vespa и Lambretta. Вторая половина 20-го века ознаменована выпуском недорогих и легких двухколесных транспортных средств - скутеров и мопедов, которыми стабильно и планомерно компания наполняла европейский рынок. В результате компания полностью отказалась от развития линейки мотоциклов и предпочла сконцентрироваться только на скутерах. Но даже в этом очень "родном" ей сегменте Peugeot очень тесно по причине напора итальянских, японских, тайваньских и китайских компаний.
Что дальше? За последние годы в Cycles Peugeot представили несколько интересных концептов на основе 400-500 кубовых двигателей, в том числе трехколесный концепт. Хочется надеяться, что компания реализует все свои идеи и продолжит достойную историю старейшего французского мотопроизводителя.