В разные время существовало много разных определений и толкований определения слова «МОТОЦИКЛ».
Скажем, в 1911 году в автомобильном справочнике А. П. Нагеля было сказано: «Мотоциклы — двух-, трех- и четырехколесные велосипеды, снабженные двигателем. Впрочем, двухколесные мотоциклы именуют мотоциклетками».
Правила дорожного движения, введенные с 1 июня 1980 года, предлагали свою трактовку: «Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с коляской или без нее, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 см3 и более и максимальную скорость 40 км/ч и более». Спустя 14 лет ПДД Российской Федерации стали толковать это понятие по-своему: «Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг».
Как видите, сплошная неразбериха. Куда прикажете теперь девать снегоходы — эту особую категорию транспортных средств, все более широко осваивающих российские просторы? И как быть с шести колесными АТУ (мотовездеходами)? И действительно ли самодельный автомобиль будет считаться мотоциклом, если его масса меньше 400 кг? И почему теперь мопед — это понятие в «Правилах» выделено особо — не относится к мотоциклам? И при чем тут вообще масса?
Нет, великие мудрецы пишут правила. Нам не дано их понять.
Между тем, есть только два отличительных признака, свойственных всем без исключения «самодвижущимся экипажам», имеющим право называться мотоциклами или, точнее, быть отнесенными к этой категории: верховая посадка водителя и руль мотоциклетного типа.
Если принять эти признаки в качестве основополагающих — тогда все встанет на свои места. И мопеды, и мотороллеры, и мотоциклы с коляской, и снегоходы, и всевозможные трех-, четырех- и шести -колесные и даже полугусеничные мотовездеходы окажутся в единой семье — семье мотоциклов.
— Знаю, что есть мотоциклы «дорожные», «кроссовые», «четырехтактные»... Какие бывают еще?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать о классификации мотоциклов. Но всякая классификация — это нечто условное. Согласитесь, что те же мотоциклы можно классифицировать, скажем, по цвету: «синие», «красные»... А можно — по длине... Но такая классификация вряд ли кому нужна.
А между тем деление мотоциклов на разные категории и типы возникло как раз потому, что оно было востребовано.
С появлением первых мотоциклов сразу же стали практиковаться и мотоциклетные соревнования. И если вначале соревновались все со всеми, то вскоре стало очевидно, что для достижения сравнимых результатов спортсмены должны быть изначально поставлены в равные условия. Поскольку результаты в таких состязаниях на скорость в значительной мере зависят от мощности мотора, а мощность, в свою очередь, — от рабочего объема, то появилось деление мотоциклов на классы по этому признаку. Стали различать легкие (до 125 см3), средние (до 350 см3) и тяжелые мотоциклы (свыше 350 см3).
Это деление, несмотря на его очевидную условность, оказалось удобным не только для спортсменов. В определенной мере им руководствовались в советские времена и при планировании, и при ценообразовании.
Но по мере того как мотоциклы развивались и появлялось все больше различий среди них, одного только деления на классы стало недостаточно, ведь оно не могло дать полного представления о той или иной машине. Двигатель объемом 400 см3 может стоять и на стандартном дорожном мотоцикле, и на четырехколесном вездеходе, и на спортивном «снаряде».
И тогда появилась классификация по назначению, которая не отвергает первую, но дополняет и уточняет ее.
Еще раз хочу подчеркнуть, что и это деление носит достаточно условный характер, И далеко не каждое мотосредство удается точно «впихнуть» в определенные рамки. Можно, однако, четко выделить три основные группы мотоциклов: дорожные, спортивные и специальные.
Дорожные мотоциклы
Первая группа — самая массовая. В ней, в свою очередь, в зависимости от конструкции и компоновки существует множество типов мотоциклов. Из них наиболее характерны следующие.
Мотовелосипеды. Простейшие представители мира мотоциклов. По сути, это те же велосипеды, но с моторчиком.
Мопеды (мотор и педали) — это уже скорее мотоциклы,
чем велосипеды. Тут мотор стоит на первом месте, А педали, которые прежде использовались для запуска двигателя, теперь, как правило, вовсе отсутствуют, поскольку мотор запускается либо механическим (кикстартером), либо электрическим стартером. Большая часть мопедов имеет так называемую хребтовую раму, двигатель подвешивается снизу, а бензобак крепится к переднему подкосу рамы.
Минибайки — совсем новый класс, появившийся как нечто среднее между мотороллерами и мопедами. Сохранив аскетическую, по-мотоциклетному слабо развитую облицовку, они взяли себе маленькие мотороллерные колеса, не больше 13".
Это сделало их очень компактными и маневренными. Некоторые фирмы выпускают складные мини-байки. Их размеры в сложенном состоянии так малы, что такой «мотоцикл» может быть легко уложен в багажник автомобиля.
Мотороллеры — это старое название большого семейства. Теперь оно редко употребляется. На смену пришли новое название -скутера. Их отличительные признаки: посадка водителя «как на стуле», настил под ногами, сильно развитая облицовка; полностью скрывающая силовой агрегат, маленькие колеса; Не обязательно все эти признаки присутствуют одновременно. Бывают скутера на больших колесах (скажем, Aprilia Skarabeo 50) или с сокращенной до минимума облицовкой (Honda SH 50 Skoopy), но посадка «как на стуле» — это «клеймо» скутера, по которому вы его безошибочно узнаете.
Классические мотоциклы
Классические мотоциклы — главные представители своего племени. Для них характерны почти прямая или прямая посадка водителя и отсутствие всяких облицовок. Хотя — «в семье не без урода» — мотоциклисты со стажем могут вспомнить «Паннонию» («Pannonia») в люксовом исполнении: она поставлялась в Советский Союз в 60-е годы и имела развитые облицовки.
Практически все мотоциклы, выпускаемые сегодня российскими заводами, относятся к этой большой группе.
Некоторые историки особо выделяют в группе «классиков» мотоциклы «американского стиля». Чтобы понять, что это такое, достаточно взглянуть на фото «самого американского» из них — «Харлей-Девидсона» («Harley Davidson»). Высокий руль, низко посаженное седло, вынесенные вперед подножки — вот его портрет. Естественно, под это описание подходят и хорошо знакомые в России «чопперы» , имеющие длинную переднюю вилку с огромным вылетом и часто переднее колесо увеличенного диаметра.
Спортивные мотоциклы
Спортбайки – весьма характерная группа мотоциклов с самыми мощными моторами. Их отличают полу-лежачая посадка водителя и наличие обтекателей. Впрочем, и тут есть «породистые кони» в стиле «голая сила» - у них нет даже намека на обтекатель.
Эндуро
Эндуро (enduro), или мотоциклы двойного назначения, имеют четко выраженную агрессивно спортивную внешность: большие колеса, особенно переднее, высоко поднятые грязевые щитки и глушители, отсутствие облицовок. Часто такие мотоциклы получают из спортивных, снабжая последние полным, набором осветительных и сигнальных приборов, необходимых для движения по дорогам общего пользования. Но иногда спортивная внешность — чистая «обманка»: поскольку рисунок протектора шин носит дорожный характер, на грунте такой мотоцикл почти не имеет преимуществ. Зато в городе для водителя «эндуро» нет преград: узкая машина с легкостью ножа прорезает любые городские заторы.
Мотоциклы с коляской
Мотоциклы с коляской некоторые специалисты выделяют в особую группу. Но вряд ли с этим можно согласиться, потому что пристроить коляску можно почти к любому мотоциклу, а уж отцепить ее и того проще. Кстати, коляску у нас называют боковым прицепом, и этим все сказано.
Из тех же соображений не следует считать особой группой и грузовой мототранспорт. Как правило, конструкторы берут за основу обычный дорожный мотоцикл и потом вместо заднего колеса пристраивают двухколесный грузовой модуль: платформу либо фургон. Иногда боковой прицеп делают чисто грузовым или трансформируемым.
Спортивные мотоциклы, как и дорожные, делятся на разновидности в зависимости от того, для каких соревнований они предназначены: кроссовые, многодневные, для триала, кольцевых гонок, спидвея, мотобола и т.д. Для них характерны предельная облегченность, отсутствие приборов освещения, сигнализации (кроме мотоциклов для многодневных соревнований), высокая степень форсировки моторов, специальные шины и ряд других признаков, специфических для каждой группы (например, отсутствие тормозов на мотоциклах для гонок по льду).
Специальные, утилитарные мотоциклы
Специальные мотоциклы, как явствует из самого названия, отличаются от дорожных наличием узлов или приборов, позволяющих выполнять какие-то особые задачи. Например, армейские мотоциклы имеют, как правило, передачу заднего хода, привод на колесо коляски, устройство для крепления оружия и боезапаса; окрашиваются они в специальные маскировочные цвета. Мотоциклы, предназначенные для службы в полиции или в нашей ГИБДД, сразу комплектуются световой и звуковой сигнализацией, средствами радиосвязи. Они также имеют собственную окраску. Безусловно, к специальным мотосредствам следует относить все трех- и четырехколесные мотоциклы типа АТУ, а также снегоходы.
Нужно отметить, что хотя мотоциклы АТУ и появились сравнительно недавно, сейчас их производство уже освоено несколькими российскими заводами, и на селе этот класс пользуется уважением . Поскольку он способен работать там круглый год. Это транспортное средство может быть не только мотоциклом, но и грузовиком и трактором одновременно. Кстати, в большинстве стран Запада и в Японии эксплуатация АТУ на дорогах запрещена — многие из них даже не комплектуются световыми приборами и звуковой сигнализацией. Точно так же в подавляющем большинстве стран трудно увидеть в городе снегоход. Но не у нас. В России немало городов, где зимой только на них и ездить.
Классификация мотоциклов по двигателям
Крайне необходимой также следует считать классификацию мотоциклов по типу двигателей.
В зависимости от характера протекания рабочего процесса различают четырехтактные и двухтактные двигатели внутреннего сгорания. А не так давно появились и скутера с своим электрическими двигателями.
В России сегодня четырехтактными двигателями оснащаются только мотоциклы завода города Ирбит. Однако в мире тенденция иная: подавляющее большинство мотоциклов — четырехтактные. В первую очередь это объясняется тем, что «зеленые» повсеместно добиваются все большего ужесточения норм токсичности отработанных газов. А снижать вредность выхлопа четырехтактного двигателя проще, чем двухтактного.
Нередко используется и такой немаловажный классификационный признак, как число цилиндров двигателя. По отношению к мотоциклам российского происхождения эта характеристика носит больше теоретический характер. Что уж тут классифицировать, когда двухцилиндровых двигателей только два: ирбитский четырехтактный и двухтактный ИЖ-«Юпитер». Все остальные — одноцилиндровые двухтактные.
В практике зарубежного производства мотоциклов сложились определенные закономерности. В соответствии с ними двигатели рабочим объемом до 50 см3 — обычно одноцилиндровые двухтактные. (Хотя у такой фирмы, как «Honda», например, есть целый ряд 50-кубовых четырехтактных моторов). Двигатели с рабочим объемом 125—250 см3 могут быть и одно— и двухцилиндровыми.
А вот дальше — чем больше объем, тем явственнее преобладание многоцилиндровых моторов.
Правда, в диапазоне объемов 400—600 см3 есть прослойка моторов с одним цилиндром. Но это не ошибка и не свидетельство отсталости, а, наоборот, точно просчитанный выстрел в цель: у таких моторов, обладающих прекрасной тяговой характеристикой и высокой надежностью, есть свои поклонники. Идя им навстречу, фирма «Yamaha» выпускает даже мотоцикл XT 600E класса «эндуро» с одноцилиндровым четырехтактным мотором объемом 660 см3!
Конечно, это не правило, а лишь исключение, его подтверждающее, поскольку в этих кубатурах уже господствует концепция четырех цилиндров.
Наконец, можно и нужно еще упомянуть о таком классификационном признаке, как расположение цилиндров.
Они могут располагаться вертикально или горизонтально, в ряд или под углом друг к другу. Скажем, на ковровской «Сове» один цилиндр стоит вертикально. Двигатель ИЖ-«Юпитер» — это пример вертикального рядного расположения. А вот «Урал» демонстрирует случай оппозитного размещения цилиндров, то есть такого варианта, когда они горизонтальны и располагаются друг против друга.
За рубежом такой тип двигателя принято называть «боксер». Его традиционные приверженцы — конструкторы «BMW».
Столь же традиционно держатся за свою схему инженеры «Дукати» («Ducati»), но в их варианте цилиндры располагаются V-образно вдоль оси мотоцикла, причем передний цилиндр лежит почти горизонтально, а задний — вертикально. Иногда такое расположение более точно называют L-образным .
А вот знаменитый «Харлей-Девидсон» (Harley-Davidson), начиная с 1908 года, строит мотоциклы с V-образными двигателями, на которых цилиндры стоят продольно друг за другом.
И, наконец, нужно назвать еще одну фирму, итальянскую «Мото Гуцци» («Moto Guzzi»), которая тоже с удивительным постоянством делает свои «V-образники» — но тут цилиндры располагаются не вдоль, а поперек мотоцикла.
— Сколько вообще бывает цилиндров у мотоциклетного двигателя?
«Раз, два — и обчелся» — это сказано об отечественных мотоциклах.
За рубежом палитра иная. Английская фирма «Триумф» («Triumph»), возродившись из небытия 12 лет назад, строит мотоциклы с рядными трехцилиндровыми двигателями объемом 850-950 см3.
Четырехцилиндровых двигателей в мире мотто – огромное количество. Их делают «BMW» и «Honda» (у Хонды есть даже модель с V-образным четырехцилиндровым мотором!), «Kawasaki» и «MV Agusta», «Suzuki» и «Yamaha» (кстати, тоже имеющая моторы V4). В арсенале «Honda», кроме того, есть несколько моделей с оппозитными 6-цилиндровыми двигателями, например — всемирно известная «GL 1500 Gold Wing». А на подходе — совсем уж фантастические 8-цилиндровые моторы!