Мое первое знакомство с мотоциклом «Урал» произошло в 1971 году. Мой дед, (светлая ему память) Прокопий Иванович Бутаков, прожил нелёгкую жизнь. Тяжёлое детство, которое выпало на гражданскую войну, всю Отечественную за рулём «ЗИС-5», в июле 1942 вступил в КПСС, был председателем колхоза после войны, передовым комбайнёром.
За все его заслуги, ему выделили мотоцикл «Урал». До этого, у него был «Иж-49» , который я плохо помню, по причине сопливой молодости. В 1971 я уже был в том возрасте, когда пацанва бредила мотоциклами, мне было 12 лет. Я до сих пор помню этот момент, когда с грузовика сгрузили это трёхколёсное чудо! Когда дед и дядька Геннадий готовили его к эксплуатации, я видел неподдельное счастье на лице деда, хотя по нраву он был суров. Подобное чувство я испытал однажды, когда купил в 1992 году, новую леворукую «Тойота-Королла». В целлофане и консервации.
А тогда, я как щенок восторженно скакал вокруг этого чуда кофейного цвета, норовя потрогать и покрутить какую ни будь штучку. Дед ревниво относился к «Уралу» и поначалу даже сыну своему не разрешал на нём ездить. Но постепенно «Урал» начал выполнять свою обычную деревенскую работу, возить сено, воду с колонки и другие хозяйственные нужды. Меня конечно аж корчило, так хотелось прокатиться за рулём. Но дед был непреклонен. На следующий год дядьку забрали в армию, я приехал на летние каникулы в деревню. И тут моя мечта осуществилась! Деду лень было выполнять рутинную работу по привозу воды, водокачка было метрах в 300 от дома, и он позволил мне сесть за руль! До сих пор помню радостное возбуждение, когда я САМ завёл и САМ поехал!!! Все движения были заранее отрепетированы мысленно: сцепление, включение передач, торможение. Сколько раз я мысленно всё это проделывал, подглядывая за дедом. Это был мой первый «байкерский» опыт. С тех пор дед частенько доверял мне мотоцикл, особенно когда мы ехали в другую деревню к родне, и дедуля там мог спокойно принять на грудь килограмм – другой водочки. В общем, я не слезал с «Урала» лет до 22. Шли годы - старел дедуля, старел мотоцикл. Но мотоцикл старел только внешне, дед любил свой мотоцикл всей душой и расставаться с ним не собирался. Каждую зиму он выписывал по «Посылторгу» (старшее поколение хорошо помнит эту организацию) запчасти и долгими зимними вечерами возился, меняя поршневую, то регулируя зажигание или карбюратор. Потускнела и облупилась краска, но ездил он как новый. Вскоре дед уже не мог физически сам водить мотоцикл, сильно болели руки. Я уже не мог так часто, как раньше ездить в деревню, «Урал» отдали родне, где его благополучно угробили. Вскоре после этого умер и дед.
Но это ещё не конец истории. Его сын, и мой дядька Геннадий, тоже был фанатом «Уралов». Он уехал жить в далёкую, таёжную деревню Шиткино, где до последних дней своих тоже проездил на «Урале». Умер он недавно в неполных 50. Я приехал на похороны. Когда процессия шла на кладбище, на пригорке стоял новый «Урал»… Вокруг никого не было, и у меня создалось впечатление, что «Урал» стоял и прощался с Геной…
Прошли годы мне уже 43. С 1990 года сменил более десятка автомобилей. Были и большие и маленькие, джипы и микроавтобусы, но я всегда с чувством лёгкой грусти смотрел вслед «Уралам», как воспоминанию моего детства и юности.
Но в прошлом году, я совершенно случайно стал владельцем мотоцикла «Ирбит», выпуска 1961 года. Покупка пришлась на конец осени. Не могу передать своих ощущений, когда я завёл своего «Ибрагимыча» как я его прозвал. Снова услышал басовитый звук «ураловского» движка и почувствовал мощь 750 кубиков. Катался до самого снега. Всю зиму покупал на него цацки: поворотники, сигнал, заказал кожаную оплётку на руль и другие мелочи. И вот мы с ним почти уже были готовы к сезону, как произошло досадное происшествие. В Пасху, не вписался в поворот и немного упал. Спас гермошлем. «Ибрагимычу» повредил крыло, погнул перо вилки и руль. Братья «байкеры» обещали помочь с ремонтом, так что я думаю к официальному открытию сезона 10 мая, мы с «Ибрагимычем» будем в общем, дружном строю.
Мой совет моим ровесникам: Мужики! После 40 жизнь только начинается! Кому недостаёт нормального человеческого общения и адреналина – все на Мотоциклы!!!
автор Рафиков А.В.
К сожалению, я не нашел информации об авторе этой статьи: Рафикове А.В. Очень интересно, из какого он мото-клуба.