Мотоциклетные шины. Держак – наше все

Мотоциклетные шины

Текст: Артем ‘S1LvER’ Терехов

Мотоциклетные шины.

Шины. По сути, это расходный материал для байка, точно такой же, как бензин, воздушный фильтр или масло. Однако в данном случае, качество «расходника» напрямую определяет, вцепится ли мотоцикл в асфальт или улетит в ближайший кювет, сможет ли райдер сполна использовать потенциал тормозной системы и замедлиться безопасно и эффективно, или же шины завизжат слишком рано, сдавшись на милость поджидающему лоусайду. Одним словом, «обувка» для дисков вашего байка играет значительную роль в общей безопасности и управляемости машины.

 

 

Каждая готовая шина – это труд, материал и сложные технологии, уровень которых отражен в ее цене. Из всего многообразия транспорта, колесящего по дорогам планеты, мотоцикл предъявляет самые высокие требования к шинам. Помимо того, что шина должна работать безукоризненно, если нужно избежать ДТП, она должна справляться с этими обязанностями в гораздо более серьезных условиях, чем те, которые характерны для автомобилей и грузовиков. Ведь пятно контакта мотоциклетной шины в десятки раз меньше, чем автомобильной.
Чтобы понять, как такой маленький кусочек резины сложного состава удерживает байк в контакте с полотном, давайте, для начала, разберемся с общим устройством шины.

Конструкция

Основой шины являются слои, которые составляют ее каркас. Эти слои состоят из прорезиненных синтетических волокон корда, уложенных один на другой и связанных между собой в готовой шине. Слои, в свою очередь, покрыты слоем мягкой резины, на который наносится протектор. Внутренние кромки шины (борта) выполнены в виде тщательно сформированной и усиленной области, которая удерживает шину на краю обода и не дает ей соскочить. Если шина бескамерная, то борт дополнительно усиливается, а внутренняя поверхность шины покрывается воздухонепроницаемым слоем резины. Теперь разберемся с каждым элементом подробнее.
Слои каркаса обеспечивают прочность шины и сохраняют ее форму, даже на высоких скоростях, когда увеличенные центробежные силы стремятся ее деформировать. Слои должны быть жесткими для предотвращения деформации шины и вибрации протектора при резком ускорении или торможении. Однако при этом слои должны еще и позволять шине изгибаться в месте, где она находится в контакте с дорогой. Многие мотошины содержат четыре слоя, но если требуется еще большая жесткость, шина может содержать и шесть слоев. Слои изготавливаются из корда, сделанного из искусственного шелка, кевлара, полиэстера или нейлона, связанного резиной. Слои оборачиваются вокруг проволочного основания борта на краю шины.
Вы наверняка знаете, что шины бывают диагональные и радиальные. Эти термины как раз и обозначают тип слоя каркаса, по виду расположения нитей.


Много лет использовалась схема с диагональным расположением нитей корда. Название связано с методом укладки чередующихся слове в виде буквы “X” для обеспечения жесткости боковины. Шины такого типа при высоких скоростях растягиваются под воздействием центробежной силы, при этом они удлиняются и становятся более узкими, что приводит к перегреву и ухудшению управляемости.


Конструкция диагональной шины (возможно дополнительное укрепление несколькими слоями брекера)

Мотоциклетные шины

Мотоциклетные шины

 

 


Не мирясь с недостатками диагональных шин, производители разработали другую схему – с радиальным расположением нитей корда. В такой шине слои каркаса наносятся от одного борта к другому, кроме того, присутствуют один или два слоя брекера, расположенные снаружи каркаса. Недостаток такой конструкции в том, что боковина покрышки слабее, чем в диагональных шинах. Из-за этого радиальные шины не использовались на байках долгое время, пока производители шин, колес и мотоциклов не собрались вместе и не сконструировали мотоциклы с увеличенной шириной колес, которые допускали установку низкопрофильных шин без каких-либо потерь площади контакта, но обладающих преимуществом усиленной боковины.


Конструкция радиальной шины (также может быть укреплена брекером)

Мотоциклетные шины

Мотоциклетные шины


Радиальные шины легче диагональных, они обладают лучшей износостойкостью и характеристиками. Можно применять более мягкий резиновый компаунд (термин, которым обозначают состав шины), не опасаясь при этом чрезмерного увеличения износа. Современные радиальные шины изготавливают на основе технологии монолитной конструкции слоев. В такой шине предварительно сформированные ленты заменены одним элементом-материалом, который наносится на шину подобно тому, как нитка наматывается на катушку. Эта технология позволила еще больше облегчить шины и увеличить прямолинейную устойчивость на высоких скоростях.


С каркасом разобрались, теперь уясним для себя, что собой представляет борт шины. Внутренним кромкам шины придается форма усиленного борта, который удерживает шину на ободе. Борт состоит из непрерывного пучка стальной проволоки, обладающей высокой прочностью на растяжение и покрытого резиной. Для использования камерных шин борт делается достаточно гибким, чтобы его можно было перетянуть через край обода при установке. У бескамерных шин борта гораздо жестче, и они плотнее устанавливаются на обод. Это необходимо для обеспечения герметичности между бортом и ободом. Дополнительным «бонусом» бескамерных шин идет трудность установки в гаражных условиях, если нет специализированного оборудования. Поэтому, если не уверены в том, что можете установить «бескамерку» сами, лучше оставьте это дело шиномонтажу – сэкономите время и нервы, плюс не будете волноваться о том, что можете повредить шину или даже обод.


Наконец, давайте поговорим о видимой части шины, о протекторе. Протектор изготовлен из резинового компаунда, который выбирается, исходя из заданных характеристик износа и сцепления с дорогой. Мягкий компаунд обеспечивает наилучшее сцепление, но быстро изнашивается. Более твердый компаунд «держит» хуже, но служит дольше. Как видим, это еще один компромисс, который в данном случае разрешается в зависимости от назначения шины и стиля вождения райдера.
Некоторые компании производят двухкомпаундные шины, которые состоят из твердого компаунда в центре и мягкого по краям. Это решение обеспечивает хороший «держак» в поворотах при более низком общем уровне износа, и, что еще важнее – предотвращает проминание центральной части, влияющее на форму шины, а следовательно, на ее характеристики.


Рисунок протектора оказывает значительное влияние на сцепные свойства шины. При идеальных условиях движения шина с абсолютно гладким протектором обеспечила бы максимальную площадь контакта резины с поверхностью дороги. Именно поэтому слики (slick) используются на гонках всегда, когда условия это позволяют. Особенно отчаянные райдеры, адреналина ради, пытаются ездить на гоночных сликах и по городу, однако это скорее «дешевые понты», чем действительно полезное решение. Главная причина – слики разрабатываются для гонок, не для города. Из этого вытекает множество последствий: их нужно прогревать до рабочей температуры, которую трудно обеспечить в городском «старт-стоп» режиме движения, да еще и на законных скоростях. Кроме того, предельные сцепные свойства слика означают, что долговечность резины – явно не ориентир для гоночного продукта. Что хорошо для трека, далеко не всегда идет на пользу в городе.


Pirelli Diablo Superbike. Слики детям не игрушка!

Pirelli Diablo Superbike. Слики детям не игрушка!


Для дорожного мотоцикла важно, чтобы резина могла работать при всевозможных дорожных и погодных условиях. Если бы слики использовались на влажной трассе, то между протектором и поверхностью дороги образовывалась пленка воды, и шина начинала бы скользить. Сеть «канавок», имеющихся в протекторе, позволяет воде стекать с поверхности на боковины шины, а небольшой изгиб протектора используется для отвода водяной пленки. Чем больше износ шины, тем менее эффективно «канавки» отводят воду, поэтому большинство производителей рекомендует заменять шины при износе протектора приблизительно до 2 мм.

 

Dunlop Sportmax Roadsmart - шины для дождевой езды

Dunlop Sportmax Roadsmart - шины для дождевой езды


Вы наверняка замечали, что на многих дорожных байках рисунок протектора переднего и заднего колеса направлен в разные стороны. Это легко объяснить, если задуматься о том, какие функции выполняет каждое из колес. Тяга передается на заднее колесо, его задача – сообщать движение байку, «толкать» дорогу. Протектор шины заднего колеса смотрит «острием» рисунка вперед. Переднему колесу сообщается вращение, поэтому «острие» рисунка направлено в обратную сторону – так протектор полностью отрабатывает свое расположение. Также нельзя забывать о тормозных усилиях, которые у мотоциклов сосредоточены в основном на переднем колесе. Обратный протектор в таком случае добавляет стабильности и цепкости при экстренном торможении. Если бы серийно выпускались, скажем, полноприводные спортбайки, то для их передних шин пришлось бы разрабатывать другой тип рисунка, который бы удовлетворял новым свойствам переднего колеса.


На внедорожной технике, вроде кроссовых и эндуро-байков, различный рисунок протектора используется, чтобы справиться с грязными или пыльными поверхностями. Развитый рисунок протектора шин для мотокросса разработан для обеспечения зацепления с рыхлым грунтом, который за секунду забил бы дорожную шину. Выступам протектора придана такая форма, чтобы отбрасывать любую грязь, попадающую между ними. Попытка покататься по асфальту на кроссовой резине окончится плачевно – асфальт превратит «шипы» протектора в месиво, на такой резине уже нормально не поездишь нигде.

 

Шина для кроссовых байков Bridgestone M204

Шина для кроссовых байков Bridgestone M204


Шины для триальных байков и мотоциклов двойного назначения представляет собой компромисс между протектором шин кроссовых и дорожных байков; высота выступов меньше, и они так же, как и дорожные шины, могут использоваться на дорогах с твердым покрытием.

 

Триальная шина Bridgestone Trail Wing TW24

Dunlop Sportmax Roadsmart - шины для дождевой езды



Это точно немцы! Только они так любят перекачивать шины. (с) к/ф «Такси»


Давление воздуха в шине – очень важный момент, который затрагивает многие моменты: степень износа шины, управляемость байка и, как следствие - безопасность райдера. Производители всегда рекомендуют для каждой шины определенное давление, отклонение от которого не приносит ничего, кроме проблем. При слишком высоком давлении мотоцикл покажется «дубовым», будет жестче реагировать на неровности, но главное – уменьшится площадь контакта с дорогой. Низкое давление, напротив, увеличит площадь контакта, однако шина будет перегреваться, что приведет к стремительному износу и ухудшению управляемости. Немного отклоняться от значений, рекомендованных производителем, можно, однако не стоит увлекаться – эти цифры берутся не с потолка, а продиктованы множеством испытаний и расчетов.

Пятно контакта при различном давлении в шине

Dunlop Sportmax Roadsmart - шины для дождевой езды


Многие райдеры находятся в плену сладостных иллюзий о том, что установка более широкой, чем стандартная, шины, приведет к улучшению управляемости. Да и смотрится круто! Вот только когда ставят более широкую шину на стандартный обод, она слегка деформируется,  чтобы расположиться на нем. Угадайте, как это влияет на управляемость?..
Как вариант, можно поставить шину с меньшим профилем – это увеличит ширину без увеличения общего диаметра. Но производители мотоциклов тратят огромное количество средств и времени на испытания шин и колес своих машин, поэтому можно быть абсолютно уверенным, что именно эта ширина и рисунок протектора наилучшим образом подходят для вашего джиксера или TDM.

***


В этой статье мы не будем объяснять, что значат цифры 170/30 или буква Z на борту шины – все это подробно изложено в нашей давнишней заметке (которая, в свою очередь, является «компиляцией» статьи, взятой с отличного сайта moto.swissblog.ru).
Надеюсь, «шинные дела» теперь чуточку прояснились для вас, уважаемые читатели. Приходите к нам на следующей неделе, когда мы будем говорить о маленьких машинках, которые останавливают «коня на скаку». До скорого!



Комментарии  

Aasimar
# Aasimar 25.01.2010 19:47
В меня будут плевать, но шины как шины, ничего интересного. А так нормалек :-) Ждем следующую!
S1LvER
# S1LvER 25.01.2010 20:35
Видимо, написано так себе, раз неинтересно получилось )
Aasimar
# Aasimar 26.01.2010 08:01
Да неее, написано нормально. Просто сожительство с теми, кого учат эти шины производить, делает шины привычнейшей темой :-)
S1LvER
# S1LvER 26.01.2010 08:12
Ясно ))
ELBandito
# ELBandito 25.01.2010 20:52
Написано хорошо и понятно. Просто сама тема шин не представляет собой огромный интерес по определению.
Александр
# Александр 25.01.2010 21:21
самое важное для многих почему то самое не интересное, не правильно это. Статья, как и все предыдущие, хороша. Автору спасибо!!!

У меня есть вопросы:
-есть ли смысл менять давление в шинах при разных погодных условиях? например сухая погода-нормальное давление-максимальное пятно контакта, а в дождь например немного перекачать, чтобы таким образом получить что то вроде клина, который будет исключать ситуацию аквапланирования, разрезая водяную плёнку и позволяя колесу добраться до асфальта.
-надо ли менять давление в зависимости от того ездишь один или в двоём?
S1LvER
# S1LvER 25.01.2010 21:50
Насчет перекачивания в дождь - никак нет! "острее", как вы думаете, шина не станет - она будет все такой же округлой, только с гораздо меньшей площадью контакта. Это никогда не хорошо, и уж тем более - в дождь.
Да, если есть пассажир (или райдер - бодибилдер-тяжеловес), давление желательно подстроить под вес. Как правило, в мануале к байку указывают рекомендуемое давление в шинах при различных нагрузках.
Александр
# Александр 25.01.2010 22:19
уменьшение пятна контакта и есть смысл перекачки. Ну вот если представить стакан с водой и в него бросить крышечку от пивной бутылки, если плашмя, то она поднимет много брызг и неспеша потонет, а если ребром, то сразу пойдёт на дно. Так же в моём понимании должна вести себя и шина. Смотрел предачу в расказывали про шины, правда речь шла про автомобильные и про использование шин зимой, вот там озвучили саму идею, что более узкая шина на зимних дорогах лучше, т.к. она лучше "пролезет" к асфальту и усилит сцепление с дорогой. Вот я и предположил что возможно похоже будет работать и мотоциклетная шина в дождь. Но если говорят нельзя, значит нельзя!!!
S1LvER
# S1LvER 25.01.2010 22:27
Мое мнение - не истина в последней инстанции )) Однако я не думаю, что можно пожертвовать и так небольшим пятном контакта в пользу сомнительной возможности избежать аквапланирования. Если дождевая шина скользит на мокром асфальте - значит, это плохая шина, или условия слишком жесткие для нее, или просто протектор не очень хорошо продуман. А если пытаться ездить агрессивно на сухой резине в дождь, просто перекачав ее - это не приведет ни к чему, кроме лоусайда )) Однако, это всего лишь мое мнение ;-)
Zwimian
# Zwimian 25.01.2010 22:01
Прочитав про слики сразу вспомнил рассказ одного товарищи который жаловался что гиббоны не могут отличить гоночный слик от просто лысой резины :lol:
S1LvER
# S1LvER 25.01.2010 22:28
Что же, они метки читать не умеют? :lol:
Zwimian
+1 # Zwimian 25.01.2010 22:38
Это не в их компетенции...читать то :-)
Денис
# Денис 26.01.2010 19:01
ЗАЧИТАЕШЬСЯ! :-* КЛАСС!
S1LvER
# S1LvER 26.01.2010 19:32
Я польщен :oops:
Первый раз от тебя никакой критики )))
Jancker
# Jancker 13.07.2010 09:43
Прочитал все предыдущие статьи - очень нравятся!! А в этой появились некоторые вопросы:
1) имеет ли смысл менять давление в шинах в жаркую и холодную погоду. Чуть подспускать шину ранней весной и ближе к осени для увеличения сцепления (и шина будет лучше прогреваться).
2) имхо: хотелось бы побольше улышать про рисунок протектора и какой когда предпочтительнее.
Спасибо
S1LvER
# S1LvER 13.07.2010 12:35
По второму вопросу - трудно сказать, что вот такой рисунок лучше, а вот этот - хуже. Все дело не только в узоре протектора, но и в примененном компаунде, так что это будет уже не теоретическая статья, а обзор конкретных моделей шин. До этого мы непременно доберемся :-)

По первому вопросу - не стоит слишком увлекаться изменением давления, как уже говорилось в статье, оно не с потолка взялось. Можно подобрать определенные значения под себя и окружающие условия, но они не будут слишком отличаться от того, что задумали конструкторы и инженеры.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии

  • LF250ST-2

    Страна Зачётов Страна Зачётов 1 год назад
    Подскажите где и какие тормозные колодки купить? Да и вообще запчасти для данного квадрика. Купил БУ ...
     
  • Тест-драйв вариаторного мотоцикла CF-Moto V3/V5

    Михаил98 Михаил98 1 год назад
    А у вас есть это руководство по эксплуатации? Я не могу найти в интернете, можете скинуть мне на ...
     
  • CB400 SF Version R 1995

    Алексей Геннадьевич Алексей Геннадьевич 1 год назад
    Где купить обтекатель ветровик на версию р
     
  • Panda ATV 500 2010

    Нашел инструкцию? Нашел инструкцию? 1 год назад
    Нашел инструкцию?
     
  • Guowei GW150-5C

    Александр5 Александр5 1 год назад
    Мне обещают подогнать моцик по договору обмена Guowei GW150-5C, оцененный хозяином 75000 рублей причем ...
     
  • NA 850GT Mana 2009

    Дмитрий! Дмитрий! 2 лет назад
    А что у этого байка ремень разве? В описании привод ремённый. Не стал бы умничать, но просто интересно ...
     
  • Как правильно купить подержанный квадроцикл

    Чризм Чризм 2 лет назад
    Спасибо автору за полезную информацию :-)
     
  • Мотоциклы из Европы

    Дмитрий Дмитрий 4 лет назад
    Здравствуйте! Интересует мотоцикл Suzuki DR650SE
     
  • Новый питбайк PROGASI взорвет моторынок в уже в 2019 году!

    тот самый йцукенг тот самый йцукенг 4 лет назад
    все они собраны из одних и тех же железяк, какая разница как оно называется?
     
  • Atlantic 500 2002

    Валерий121 Валерий121 4 лет назад
    Народ, есть подозрение что шестерня маслонасоса в критическом состоянии. Есть ли способ проверить ...