ZundappRSS

Zundapp

История бренда Zundapp

Компания Zundapp (Цундапп или Цюндапп в русской транскрипции) в наши дни совершенно забыта. Между тем, еще 60 лет назад это был один из крупнейших мотопроизводителей Германии, и продукция его была не менее популярна, чем мотоциклы компании BMW.Сегодня это имя известно только любителям раритетной мототехники и, может быть, тем, кто глубоко интересуется вооружением и транспортом времен Второй Мировой.

Фирма появилась в 1917 году (название произошло от "Цюнден унд Аппаратен бау" - "Производство приборов зажигания и аппаратуры") и намеревалась заняться выпуском взрывателей. Для этой цели был построен огромный завод, который удалось запустить очень не вовремя - как раз к окончанию войны. По понятным причинам спрос на гранаты и снаряды резко упал.
Решено было заняться мотоциклами. За образец был взят английский "Левис". Дебют состоялся в 1921 г. и назывался Zundapp Z22. Машина весила 60 кг, имела одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 211 см3 (62х70 мм) с чугунным цилиндром и поршнем, раздельной системой смазки (механизм с помощью небольшого насоса время от времени распылял масло в двигатель) мощностью 2,25 л.с., позиционировалась как "мотоцикл для всех", т.е. дешево и сердито.

{nomultithumb}

Zundapp Z22

Двигатель был весьма прост, имел простейший карбюратор и систему зажигания от магнето. Большой внешний маховик передавал момент на колесо при помощи ремня. Топливный бак, расположенный в развале рамы был разделён на две части. Передняя использовалась для хранения масла. Заднее колесо было подвешено жёстко, однако передняя вилка была оборудована амортизаторами, которые только начинали широко использоваться в мотоциклах. Немцы подтвердили свой рекламный лозунг: оказалось дешево - рекордный заезд в Берлине показал расход топлива в 0,75 л на сотню, и сердито - машина доказала это во время пробегов по Европе и Африке, разгоняясь аж до 65 км/ч! Модель имела успех (1500 экземпляров к 1922 году и 5000 в планах на будущее), но, конечно не из-за решающего технического превосходства над конкурентами. Модели Z22 и Z2G (в основном аналог, но имевший двухдиапазонную трансмиссию, позволявшую более гибко использовать возможности двигателя) побеждали в различных соревнованиях, имевших зачастую местечковое значение.


Модели Z22 и Z2G строились соответственно с 1921 по 1924 и с 1922 по 1924 гг. В 1923-1924 гг выпускалась модель Z249, по сути являвшейся Z2G с увеличенным до 249 см.куб. (62х82,5 мм) объёмом цилиндра. Первое реально серьезное изменение произошло в 1924 г. с выпуском модели К 249, где «К» означает «Кеtte» - цепь. Эта модель была оснащена трёхдиапазонной КПП и имела цепной привод колеса. Также появился барабанный тормоз на заднем колесе. Передняя вилка аналогична по конструкции, но угол наклона стал острее. Немного изменилась и форма руля. Линия бака по верхней трубе рамы придавала более спортивный вид. В начале 1924 г. компания ввела в строй свою первую современную сборочную линию. К концу года на ее конвейере было собрано более 10 тысяч машин.


В 1925 г. появилась новая модель, которую завод преподносит как первый шаг к созданию абсолютно надёжного и неприхотливого мотоцикла. Девиз завода «Zundapp zuverlassig», что значит «Мотоциклы, на которые мы можем рассчитывать». Имя нового мотоцикла ЕМ250, где ЕМ означает «Eingeitsmodell» - стандартная модель. Само название наводит на мысль о постоянстве и незыблемости, однако производство продолжалось всего три года в двух вариантах 250 и 300 см.куб.. Было выпущено около 28000 мотоциклов серии ЕМ.

Zundapp EM250


В 1927 году появились грузовые трайки.


В 1928 г., после освобождения от налоговых выплат машин с кубатурой двигателя меньше 200 см.куб. завод, не имевший в модельном ряду такого мотоцикла в течение трёх месяцев разработал и предложил своим клиентам модель Z200, классическую, но в то же время имевшую впервые у Цюндапп легкосплавный поршень. Также, как и последовавший сразу после Z300, Z200 может предложить на выбор покупателя два типа топливных баков.
1929 год – год Великой депрессии в США. Кризис не обошёл стороной и Германию. Несмотря на это завод выпускает 25000 единиц мотоциклов, вкладывает деньги в строительство нового производства в Нюрнберге и выходит на передовые позиции в области технического прогресса. Но, несмотря на это, производство падало и в 1931 г. потери составили около четверти уровня 1929г.


С целью ограничить последствия кризиса были разработаны более доступные мотоциклы серии S: S200, S300, S350. Эти машины использовали рамы, аналогичные серии ЕМ, т. е., из стальных профилей. Двигатели были одноцилиндровыми двухтактными, использовавшими некоторые улучшения, носившие, скорее коммерческий, а не технический характер. Однако, они были вполне эффективными, что позволяло S350 с его 11 л. с., развивать скорость до 100 км/ч.

Zundapp S200


Кризис также поспособствовал и появлению в 1932 г. самой маленькой на то время модели В170. Но параллельно велись работы по проектированию больших моделей с четырёхтактными двигателями. Так как компания до сих пор проектировала только двухтактные двигатели, решено было обратиться к специалистам по четырёхтактным двигателям английской фирмы Питон (поставляемым на рынок моторов под маркой Рудж). Двигатели эти развивали 18 л. с. для версии «Туризм» (S500)и 22 л. с. для версии «Спорт»(SS500).
Период использования двигателей Питон был очень короток. На Берлинском автосалоне 1933 г. Цюндапп представил модели К400, К500, К600 и К800 с двигателями собственной конструкции. К400 и К500 имели двухцилиндровые оппозитные четырёхтактные двигатели, а К600 и К800 четырёхцилиндровые. Двигатели – очень мощные и надёжные, оснащались новой для Цюндапп четырёхступенчатой коробкой передач, смонтированной в один блок с мотором. Привод на заднее колесо мотоциклов осуществлялся через вал и конические шестерни, что было хоть и дорого, но надёжно.


Технически и эстетически продукция Цюндапп была схожа с продукцией BMW. Внешне они сильно отличаются передней вилкой: БМВ использует пакет рессор, в то время как Цюндапп построил параллелограммную вилку с одной большой пружиной и гидравлический амортизатор на некоторых моделях.
Не разрывалась и связь с прошлым – появились также две модели и с маленькими двигателями: Derby 175 – наследие предыдущего периода и К200, имевший шасси и трансмиссию серии К. Завод оставил К400 и К600 в производственной линейке лишь на один год, в то время как К500 и К800 выпускались до 1938 и 1940 гг. соответственно.


В 1935 году одноцилиндровик (Derby) получил новый двигатель с трехканальной продувкой объёмом 200 см.куб. и трубчатую раму - полегче, стал прародителем целой серии различных мотоциклов (DB175, DE200, DL200, DK200, DB200, DBK200). Derby получил продолжение и в 1937 г., когда был создан и выпущен на внешний, и только потом на внутренний рынок DB250, и несколько позже, в 1938 г. DBK250. DS350 (первый мотоцикл Цюндапп с ножным переключением передач) с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем выпускался с 1937 по 1940 гг. и занимал небольшую нишу в производственной линейке фирмы, так как его двигатель появился в результате исследований Цюндапп в области авиационных двигателей.
В серии К в 1935-1936 гг. выпускался К350, позже, в1936-1937 гг. после небольшой модернизации получивший индекс КК (облегчённый). Модель КS500 оснащалась двухцилиндровым оппозитным двигателем развивавшим 24 л. с. при 5200 об/мин. Когда двигатель установили на облегчённое шасси, модель получила индекс ККS500. КS600 разрабатывался специально для использования с коляской. Двигатель, аналогичный КS500 за счёт лишних 100 см.куб. приобрёл ещё 4 л. с. Максимальную мощность развивал при 4700 об/мин. KS600 выпускался до 1941 г., выпуск был восстановлен и после войны в 1949-1950гг.

Zundapp KS500

Zundapp KS600


Начиная с 1937 г. начинается плодотворное сотрудничество Цюндапп с военными и фирма становится поставщиком рейхсвера, а затем и вермахта. Как и БМВ R12, К500, К800, КS600 становятся основной техникой армии. Все эти модели являлись, по сути одиночками, допускающими использование их с боковым прицепом. Параллельно велись работы и над моделью, предназначенной для использования только с коляской. К марту 1941 был создан KS750, имевший привод и на колесо коляски, оборудованный дифференциалом, четырёхступенчатую КПП с задним ходом. KS750 был даже более распространён, чем БМВ R75. Цюндапп поставил в войска 18200 единиц KS750, против 16500 R75. Выпуск KS750 продолжался до 1945 г.

Zundapp KS750


Во время войны предприятие сильно пострадало – сказались бомбардировки, несколько раз завод оставался без охраны и конечно был ограблен. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, фирма занималась различной мелочёвкой; также около 600 двигателей пошло на производство генераторов. С 1947 г. был возобновлён выпуск довоенного DB200, продолжавшийся до 1951 г. В 1949 г появился Цюндапп KS601, оснащенный двухцилиндровым четырехтактным оппозитным двигателем с рабочим объемом 596 куб. см. и мощностью 28 л.с. Максимальная скорость аппарата составила 140 кмч. В 1950 г. мотоциклы получили переднюю телескопическую вилку и свечную заднюю подвеску, а в 1953 году появилось новое семейство мотоциклов под названием Elastic. Мотоциклы этой серии имели двухтактные движки объемом 198 и 246 см.куб.. В том же году начали выпускать мопеды серии Сombinette и мотороллеры Bella. Но развитие мотороллеров имело и отрицательную сторону – падало производство мотоциклов. К тому же, тяжёлые мотоциклы вытеснялись автомобилями кабиненроллерами.

Zundapp Bella 150


Послевоенная экономика Германии постепенно приходила в себя, у населения появлялось большее количество свободных денег. К марту 1957 г. Цюндапп выпустил на рынок «Янус». Мотоколяска с одноцилиндровым двухтактным мотоциклетным двигателем объёмом 250 см.куб., мощностью 14 л. с. при 5000 об/мин., расположенным в центре колёсной базы. Из-за столь необычной компоновки второй ряд сидений располагался спиной к первому. Вход водителя и пассажиров первого и второго ряда осуществлялся через две идентичные двери спереди и сзади автомобиля. Благодаря этому удалось осуществить сплошное боковое остекление. Янус не имел большого успеха из-за шума двигателя, стоящего в салоне. Было собрано 6900 экземпляров и в 1958 г. производство Янусов свернули.


В итоге к началу шестидесятых Zundapp оказался одним из крупнейших производителей мототехники в Германии. Производилась широкая гамма аппаратов - мопеды и мокики, мотоциклы Trophy, мотороллеры Bella, выпускаемые до 1963-64гг. Ещё раньше был снят и KS601. В середине десятилетия на смену старым моделям пришли новые современные легкие мотоциклы. Первым стал Zundapp KS 50, дебютировавший в 1961 году. "Малыш" показал свою резвость и выносливость во время испытаний на автодроме "Монца", где непрерывно работая 144 часа проехал 10600 километров со средней скоростью 70,24 км/ч!
В последующие десятилетия происходит медленный спад компании несмотря на то, что были разработаны модификации KS50 – KS50 Super и KS50 Sport, и выпускаются мотоциклы, охватывающие все классы до 175 см.куб.. В 1972-1976 гг. существовала даже кроссовая модификация KS50, но внедорожные качества в ней были плохо реализованы.

 

Zundapp KS 50


В 1963 году появился 98-кубовый аналог KS 50. В 1970 появляется Zundapp KS 125, имеющий трубчатую дуплексную раму и двигатель мощность аж 15 л.с.
В 1972 году появилась новая модель, явно опeредившая свое время и потому не совсем удачная с коммерческой точки зрения: мокики c 500-ваттным электродвигателем. В том же году фирма приступила к производству Zundapp KSSOWC "полтинникового" мотоцикла с жидкостным охлаждением! В 1976 году появился Zundapp KS 175 оснащенный двигателем рабочим объемом 163 куб. см. и мощностью 17 л.с. с жидкостным охлаждением , дисковым тормозом переднего колеса и литыми дисками. Машина весила 120 кг и разгонялась до 130 кмч. В том же году был представлен 350 см.куб. прототип с жидкостным охлаждением, 6-ступенчатой коробкой передач, имевший мощность 27 л. с. Беда в том, что конкурировать ему предстояло с японскими мотоциклами Kawasaki KH250, Suzuki GT Ram Air, Yamaha RD 350, уже занявшими прочные позиции на рынке. Немцы же предложили готовый мотоцикл лишь к 1978 г.

Великолепно работающее предприятие, прочно занятая на рынке ниша, современное производство - что может угрожать такой компании. "Желтая опасность", стремительно развивающийся японский мотопром, сметая многие другие бренды, убил и Zundapp. В 1984 году команда Zundapp выиграла чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам. Красивый жест перед уходом со сцены.

Добавить материал

Мотокаталог

Комментарии