ИМЗRSS

ИМЗ

История Ирбитского мотоциклетного завода началась осенью 1941 года, когда в Ирбит стало поступать оборудование с эвакуированного Московского мотозавода (ММЗ). Армии был нужен тяжелый мотоцикл с коляской. На ММЗ перед самой войной началось производство мотоциклов М-72, представлявших собой точную копию немецкого «BMW R-71». Эти машины имели трубчатую раму со свечной задней подвеской, телескопическую переднюю вилку и карданный привод заднего колеса. Нижнеклапанный оппозитный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 746 см3 и мощностью 22 л.с. сочетался с четырехступенчатой коробкой передач. Мотоцикл предназначался в основном для эксплуатации с боковой коляской.

 



Первые серийные М-72 производства Ирбитского завода увидели свет уже в феврале 1942 года. Собирались они в очень тяжелых условиях, монтаж оборудования шел параллельно со сборкой из привезенного московского задела деталей. Зачастую страдало качество; однажды в течение месяца военные представители не приняли ни одного мотоцикла. Тем не менее, постепенно выпуск мотоциклов становился ритмичным, «детские болезни» изживались. Проводилась даже модернизация: так, уже во время войны мотоцикл получил двухдисковое сцепление, двухопорную ось колеса коляски, усиленные колесные спицы. Велись на заводе и опытные работы - испытывались мотоциклы с приводом на колесо коляски, с колясками различных конструкций (в том числе и деревянной). Заводские специалисты в содружестве с армейскими инженерами создали несколько образцов верхнеклапанных двигателей. Был изготовлен также легкий полугусеничный тягач с мотоциклетной передней вилкой и опытным верхнеклапанным оппозитным мотором.
Всего за годы войны было изготовлено почти 10 тыс. М-72. Эти мотоциклы использовались во всех родах сухопутных войск, например в связной службе и в разведподразделениях танковых и механизированных соединений. Кроме того, еще в предвоенный период формировались отдельные мотоциклетные полки, которые с начала производства М-72 комплектовались этими машинами. Различные модификации оснащались радиостанциями, пулеметами, легкими минометами.

После войны мотопроизводство в Ирбите не свернули и не перепрофилировали, как ожидали многие. Выпуск М-72 для армии, милиции и иных госструктур был продолжен. Экспериментальные работы в послевоенный период привели к мелкосерийному (10-20 шт. в год) производству верхнеклапанных дорожно-гоночных мотоциклов М-75 (1945-1951), М-75М (1951-1954), М-77 (1954-1959). Выпускались также мотоциклы для соревновании по мотокроссу. Кроме того, в содружестве со специалистами Серпуховского ВНИИ мотопрома в 1947 году был создан рекордно-гоночный мотоцикл И6А с наддувным двигателем.

С 1954 года мотоциклы М-72 стали продаваться гражданскому населению. Заводу пришлось осваивать новые цветовые гаммы и совершенствовать технологию окраски. Любопытно, что когда первые М-72 пошли покупателям, то, чтобы не строить безликих мотоциклов, на бензобак сделали декаль с надписью «Ирбит». Определенные нарекания покупателей уже к концу 1955 года вызвали к жизни модификацию М-72М, которая отличалась усиленными колесами и рамой, улучшенной конструкцией двигателя, торсионной подвеской колеса коляски.

Одновременно с модернизацией серийной машины на заводе велись работы по созданию совершенно нового мотоцикла, который отличался полностью переработанным двигателем. Появившаяся в 1957 году модель М-52 имела верхнеклапанный мотор рабочим объемом 494 см3 и мощностью 25 л.с. Передняя вилка была изменена - ось колеса конструкторы вынесли вперед, в то время, как у 750-кубовых мотоциклов ось крепилась на концах перьев передней вилки. Колеса с 18-дюймовыми покрышками получили специальные ступицы из алюминиевого сплава. На базе М-52 строились также мотоциклы М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. Главное отличие М-52 - мотоцикл этот предназначался только для эксплуатации без коляски. К тому же по характеристикам двигателя это была чисто шоссейная машина. Неудивительно, что она пришлась по вкусу очень немногим, а попытки использовать ее с коляской и на пересеченной местности успехом не увенчались. Тем не менее, свою роль мотоцикл сыграл: разработанные для него головки цилиндров и коленчатый вал с уменьшенными ходами поршней в сочетании с прочими деталями мотора М-72 породили верхнеклапанную серию 650-кубовых двигателей, которые выпускаются и сегодня.

Новый двигатель рабочим объемом 649 см3 и мощностью 26 л.с. устанавливался в ходовую часть М-72. Мотоцикл с индексом М-61, малыми партиями собиравшийся с 1957 года, целиком заполнил сборочное производство в 1960 году и строился до 1963 года. Он стал первым, получившим наименование «Урал». С 1961 года параллельно собиралась модель М-62 с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания. Мощность мотора увеличилась до 28 л.с. Модернизированная коробка передач - с зубчатыми муфтами включения вместо кулачковых - была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ). Кроме того, были увеличены хода подвесок и изменена форма кожухов передней вилки.
Следующим мотоциклом в ряду серийных ирбитских моделей стал М-63, появившийся в 1963 году и полностью сменивший предыдущую машину с 1965 года, которому было присвоено наименование «Урал-2». Для этого мотоцикла была разработана новая рама с маятниковой задней подвеской, получившей гидравлические амортизаторы. Изменилась и форма бензобака, одновременно увеличилась его емкость. Новую форму получила также система выпуска отработавших газов. Эта машина оказалась долгожителем, выпускавшимся до 1980 года.

Появившийся в 1971 году мотоцикл М-66 «Урал-3» был сыном дальнейших эволюционных изменений конструкции ирбитских мотоциклов. Внешне машина практически не изменилась, разве что бросались в глаза указатели поворотов. Мощность мотора повысилась до 32 л.с, впервые в систему смазки двигателя был введен полнопоточный масляный фильтр со сменным элементом. Эта машина строилась до 1975 года, но на базе ее мотора к 1973 году была готова значительно переработанная ходовая часть с объединенным сиденьем водителя и пассажира. Дебютант получил наименование «Урал» М-67. Из других новшеств этой машины следует отметить 12-вольтовое электрооборудование и двухкулачковый передний тормоз. В 1976 году на смену пришла еще более современная версия - «Урал» М 67-36, получившая 36-сильный двигатель неизменного рабочего объема - 650 см3.
Все мотоциклы Ирбитского завода предназначались исключительно для эксплуатации с боковой коляской. Исключением были специальные мотоциклы, строившиеся
для эскортной и дорожно-патрульнои службы. В 1967 году была изготовлена небольшая партия мотоциклов М-100, с 1040-кубовым двухцилиндровым верхнеклапанным
двигателем мощностью 50 л.с, направленная на испытания в московское ОРУД-ГАИ. В серию машина не пошла, но на базе серийного мотора был подготовлен аналогичный патрульный мотоцикл-одиночка М-63П, выпущенный в конце 60-х - начале 70-х годов совместно с ВНИИ мотопромом небольшой партией - чуть более 300 штук.
Не следует думать, что на Ирбитском заводе не велось никаких экспериментальных разработок. Наоборот, опытных мотоциклов было очень много, и перечислить их все нет никакой возможности. Чего стоит хотя бы М-65 - мотоцикл, получивший сдвоенную фару, широкопрофильные шины, новую коляску и гидравлический привод тормозов. Но завод финансировался по остаточному принципу, и «наверху» не видели смысла вкладывать средства в кардинальное обновление мотоциклов: за ними и так стояли в очереди. Показательна в этом смысле судьба опытной модели М-73. На ее разработку было получено техзадание «сверху». В конструкции машины воплотились более десятка изобретений, на которые были получены авторские свидетельства. Алюминиевые цилиндры, подвеска мотора на сайлент-блоках, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электростартер, трансмиссионный стояночный тормоз - вот далеко не полный перечень новшеств, примененных на этом мотоцикле. Машина прошла цикл жестких испытаний и была рекомендована в серию, но до производства дело не дошло: унификация с серийном моделью оказалась минимальной, а переналадку производства посчитали дорогой и ненужной.
Кроме опытных разработок серийной продукции, на заводе всегда много внимания уделяли спорту - кроссу и шоссейным гонкам. В разное время на предприятии готовилось много моделей спортивной техники. Упомянем 1000-кубовый «Кросс 1000» и «Стрелу» М-63С - специальный мотоцикл с коляской для шоссейно-кольцевых гонок конца 60-х годов, а также долгое время выпускавшийся для мотоклубов кроссовый мотоцикл с коляской ИМЗ-8.201.

80-е годы ничего особого к конструкции ирбитских машин не прибавили, разве что в 1986 году на модели «Урал» 8.103-10 появилась коробка передач с задним ходом. Так завод и вошел в 90-е, когда спрос на мототехнику резко упал. Стремясь спасти положение, предприятие срочно вывело на рынок в 1991 году модель ИМЗ-8.103-40 «Турист», которая отличалась массивной длиннорычажной передней вилкой, электронной системой зажигания, взаимозаменяемыми амортизаторами всех колес. Основная же ставка
была сделана на мотоциклы-одиночки, которые наконец-то разрешено было выпускать и продавать всем желающим. Первой такой моделью стал в 1992 году «Урал-Соло», затем последовали «Вояж» и «Соло-Классик». Но при определенном спросе эти мотоциклы не выдерживали никакой конкуренции с хлынувшим в Россию двухколесным секонд-хэндом.
Последней серьезной новинкой из Ирбита стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107 - фактически модель «Турист», оснащенная приводом на колесо коляски. В 2000 году на его базе был подготовлен армейский мотоцикл - носитель тяжелого вооружения, привлекший всеобщее внимание на смотре военной техники в Нижнем Тагиле. Тем не менее, спрос на популярные когда-то «Уралы» остается минимальным, а смена в 2001 году владельцев предприятия вообще поставила под вопрос само его существование.

 

Добавить материал

М-72

В основу М-72 был взят немецкий мотоцикл BMW R71 1941 года выпуска. На отечественный аналог устанавливали противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М», на коляску навешивались пулеметы, ружья, легкие минометы. Модель М-72 служила в качестве основно ...
Читать далее...

Урал GEAR-UP

Мотоцикл Урал GEAR-UP продолжает традиции легердарной марки Урал и предлагает камуфляжные раскраски: «Нато», «Африка», синий или городской камуфляж. Урал Gear-Up выполнен в оригинальном military-стиле, что сразу связывает его с теми военными мотове ...
Читать далее...

Урал Patrol (Патрульный)

Любите помесить грязь на мотоцикле? Или хотите найти аппарат, плывущий по заснеженным полям как по шоссе? Урал Patrol - Ваш выбор. Урал Patrol - единственный мотоцикл в своем классе, в котором предусмотрено подключение еще одного ведущего колеса наж ...
Читать далее...

Урал Red October (Красный октябрь)

Модель Красный Октябрь (Red October) была выпущена в ИМЗ специально для экспорта в лимитированном количестве. Ретро-сайдкар с нанесенной Советской символикой, выполненный в темно-красном цвете, приурочен к годовщине Октябрьской революции в СССР, и, о ...
Читать далее...

Урал Волк (Wolf)

Урал Волк (Wolf) обладает классической геометрией благородного чоперного мотоцикла для нескончаемого хай-вея. Легенда в мире мотостроения, дебютировав в 1999 году и по сей день вызывает восхищенные взгляды даже у владельцев мотоциклов именитых америк ...
Читать далее...

Урал Вьюга (Wjuga) Limited

Зимой 2008 года на европейском рынке стартовали продажи Limited Edition версии Урала - Вьюга (Wjuga). Мотоцикл может похвастаться высоким стеклом для защиты от ледяных ветров, наколенниками и подогретыми рукоятками руля даже в самые лютые морозы. Для ...
Читать далее...

Урал Ретро (Retro)

В мотоцикле Урал Ретро (Retro) воплощается незабываемый ретро-стиль 50-х годов. Исполнение мотоцикла буквально заставляет переместиться во времени и вспомнить те сверкающие байки прошедшей эпохи. Белые цировки удачно сочетаются с хромированными элеме ...
Читать далее...

Урал Соло (Solo)

Урал Соло - мотоцикл с демократичной ценой, обладающий, при этом, всеми атрибутами надежного дорожного мотоцикла. Соло обладает мощным двигателем и тяжелым весом, но при этом управление мотоцикла не пострадало. Мощный и тяжелый, он тем не менее отли ...
Читать далее...

Урал Турист (Tourist)

Путешествуйте на мотоцикле Урал Турист, получая истинное удовольствие! Комфортный и устойчивый, благодаря наличию коляски и функциональной передней подвеске, Турист не заметит дорожных неровностей, и, даже если ее нет совсем: холмы, низины и броды бу ...
Читать далее...

Урал Турист Т 2014

Турист Т Сконструирован на базе мотоциклов, закаленных во время войны. В наследство этой модели достались эргономичность, универсальность и лаконичный дизайн. Турист Т хорош как в городе, так и за его пределами. Обладая 19-ти дюймовыми колесами, он п ...
Читать далее...

Мотокаталог

Комментарии