Они были первыми… Экскурс в историю советского мотоспорта

 

Они были первыми… Экскурс в историю советского мотоспорта

Владимир Леонов – не первый наш соотечественник, вышедший на старт Гран При чемпионата мира по мотогонкам. В своё время советские гонщики не только участвовали в мировом первенстве, но даже поднимались на подиум!

Сейчас это кажется фантастикой, но четыре десятилетия назад советские гонщики действительно выступали в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам и даже добивались весьма неплохих результатов. Причём стартовали они на отечественной технике! Правда, эти выступления носили лишь эпизодический характер – пилоты из СССР принимали участие только на этапах в Германии, Чехословакии и Финляндии.

 



Впервые наши мотогонщики получили возможность сравнить свои силы с западными спортсменами в конце 50-х годов прошлого века – окно в Европу для советских мотогонщиков прорубил Борис Фёдорович Трамм, который в то время получил должность вице-президента Международной мотоциклетной федерации (FIM).



Они были первыми… Экскурс в историю советского мотоспорта

 

А в 1962 году на Гран При ГДР состоялся дебют в чемпионате мира первого гонщика из Советского Союза. На трассе «Заксенринг» Николай Севастьянов за рулём серпуховского мотоцикла ЦКЭБ (он создавался в содружестве с чехословацкими инженерами, а поэтому очень напоминал Jawa) принял участие в гонках сразу двух классов – 250 и 350 куб. см. Причем в обоих заездах он попал в зачётную шестёрку (тогда очки присуждались первым шести пилотам), финишировав на пятом и шестом местах соответственно. В следующем году Севастьянов на серпуховском мотоцикле С-360 принял участие уже в двух Гран При – в ГДР и Финляндии. В Восточной Германии он финишировал пятым в классе 350 «кубиков», а в Тампере стал четвёртым в этой категории и заработал очко за шестое место в заезде «пятисоток».

В 1964 году ЦК КПСС и Совет министров выпустили постановление, в котором говорилось, что советские гонщики на отечественных мотоциклах в ближайшее время должны занять ведущие позиции в мировом первенстве. Были выделены средства на создание новой модели С-364 «Восток», оснащённой рядной «четвёркой» с двумя распределительными валами, сборным коленвалом и трёхклапанными головками цилиндров. В дебютном для этого мотоцикла Гран При ГДР Николай Севастьянов и эстонец Эндель Кийса заняли в квалификации второе и третье места, а в гонке 500-кубового класса Севастьянов финишировал четвёртым. Он повторил этот результат в Финляндии, а Кийса занял там третье место в категории 350 куб. см – впервые пилот из СССР поднялся на подиум этапа чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам! Через год на Гран При Чехословакии в Брно Севастьянов повторил это достижение.



Они были первыми… Экскурс в историю советского мотоспорта

 

А на Большом Призе ФРГ, который проходил на Северной петле «Нюрбургринга», Кийса выиграл квалификацию в классе 350 «кубиков»! Правда, реализовать преимущество поула ему не удалось – в гонке он финишировал только пятым.

Они были первыми… Экскурс в историю советского мотоспорта

Увы, несмотря на впечатляющее начало, советская «верхушка» быстро потеряла интерес к мотогонкам и прекратила финансирование серпуховского ВНИИМотопрома. Севастьянов и Кийса на модифицированных мотоциклах «Восток» С-565 (объём двигателя был увеличен с 350-ти до 494 «кубиков», а его мощность достигла 80 л.с. вместо прежних 59-ти) провели ещё только два этапа в классе 500 куб. см. Николай занял четвёртое место на Гран При Финляндии 1968 года, а Эндель финишировал десятым год спустя в Восточной Германии.

Но спустя три года, в 1972-м, на старте Гран При ГДР в классе 50 «кубиков» (была тогда и такая категория) вновь появились советские гонщики за рулём советских мотоциклов! Эдуард Борисенко и Александр Смертин на мотоциклах «Рига», оснащённых одноцилиндровый мотором с воздушным охлаждением, финишировали на седьмой и одиннадцатой соответственно. Благодаря этому Борисенко даже заработал четыре очка в зачёт мирового первенства (к тому времени очки присуждались уже первой десятке). Но, к сожалению, продолжения не последовало…

И лишь в этом году, спустя без малого сорок лет, на арене мирового мотоциклетного первенства, ныне именующимся MotoGP, вновь появился наш гонщик – Владимир Леонов. Вот только об участии в чемпионате мира российских мотоциклов, увы, пока не приходится даже мечтать…

 

Автор: Сергей Беднарук



У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии

  • LF250ST-2

    Страна Зачётов Страна Зачётов 1 год назад
    Подскажите где и какие тормозные колодки купить? Да и вообще запчасти для данного квадрика. Купил БУ ...
     
  • Тест-драйв вариаторного мотоцикла CF-Moto V3/V5

    Михаил98 Михаил98 1 год назад
    А у вас есть это руководство по эксплуатации? Я не могу найти в интернете, можете скинуть мне на ...
     
  • CB400 SF Version R 1995

    Алексей Геннадьевич Алексей Геннадьевич 1 год назад
    Где купить обтекатель ветровик на версию р
     
  • Panda ATV 500 2010

    Нашел инструкцию? Нашел инструкцию? 1 год назад
    Нашел инструкцию?
     
  • Guowei GW150-5C

    Александр5 Александр5 1 год назад
    Мне обещают подогнать моцик по договору обмена Guowei GW150-5C, оцененный хозяином 75000 рублей причем ...
     
  • NA 850GT Mana 2009

    Дмитрий! Дмитрий! 1 год назад
    А что у этого байка ремень разве? В описании привод ремённый. Не стал бы умничать, но просто интересно ...
     
  • Как правильно купить подержанный квадроцикл

    Чризм Чризм 2 лет назад
    Спасибо автору за полезную информацию :-)
     
  • Мотоциклы из Европы

    Дмитрий Дмитрий 4 лет назад
    Здравствуйте! Интересует мотоцикл Suzuki DR650SE
     
  • Новый питбайк PROGASI взорвет моторынок в уже в 2019 году!

    тот самый йцукенг тот самый йцукенг 4 лет назад
    все они собраны из одних и тех же железяк, какая разница как оно называется?
     
  • Atlantic 500 2002

    Валерий121 Валерий121 4 лет назад
    Народ, есть подозрение что шестерня маслонасоса в критическом состоянии. Есть ли способ проверить ...